Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мифы Древней Греции
Вначале был Хаос: борьба стихий. Из Хаоса образовалась Земля – Гея; подземный Тартар, ужасная бездна, полная вечной тьмы; и все оживляющая Любовь – Эрос. Гея произвела Урана (Небо), от их союза произошел Хронос (Время), потом родились титаны и одноглазые великаны – циклопы. Уран, опасаясь за свое могущество, ниспроверг детей в Тартар, но Хронос покусился на жизнь отца, и из пролитой крови возникли Эринии – богини мести. Хронос и титаны воцарились в мире, но Хронос, в свой черед опасаясь детей, глотал их. Младший, Зевс, сумел скрыться и с помощью циклопов и Прометея [16] овладел Вселенной, победив чудовище Тифона [17]. С тех пор в мире воцаряется порядок. Главный недостаток богов Греции – их излишняя человечность. Они сварливы, мстительны, но в то же время каждый из них воплощает известную идею во всей силе. Высоко на светлом Олимпе царят боги. Три прекрасные Оры охраняют вход и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в свои светлые чертоги. Высоко над Олимпом голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве богов, там вечно светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они землю. Боги пируют в золотых чертогах. Зевс Кронид (Юпитер) – правитель мира. Он изображается с молнией в руках, с орлом у ног. Лицо выражает величие мысли и державное спокойствие. Верхом совершенства из всех работ известного скульптора Фидия считается Зевс Олимпийский. Он был изображен на троне, в одной руке держал скипетр, в другой – изображение победы. Тело было из слоновой кости, волосы золотые, мантия золотая, эмалированная. В состав трона входили и черное дерево, и кость, и драгоценные камни. Кто умирал, не увидев Зевса, почитал себя несчастным. Калигула хотел перевезти статую в Рим, что оказалось невозможным. Статуя погибла неизвестно как и когда. Но в Петербурге, в Эрмитаже, мы можем увидеть огромную мраморную статую Юпитера, которая была найдена в XIX в. во время раскопок древнего храма в окрестностях Рима. Статуя выполнена в I в. н.э. Именно она восходит к статуе Зевса работы Фидия. Юпитер – могучий и прекрасный человек, восседающий на троне. Возле его ног – орел, в одной руке – скипетр власти, в другой – фигурка Победы. Плащ, спускающийся широкими складками с плеча, покрывает колени и придает композиции устойчивость и монолитность. Огромные размеры статуи и торжественная поза создают впечатление силы и величия. Гера (Юнона), супруга Зевса, в звездном венце олицетворяет Землю как питательницу людей. Она представляет собой полное олицетворение сварливой и ревнивой жены, надоевшей Зевсу. У ее ног изображают павлина. Посейдон (Нептун) – владыка морей, может своим трезубцем возмущать и укрощать волны. Ездит на колеснице в виде раковины, влекомой морскими чудовищами. Аид (Плутон) – владыка поземного царства, сидит на престоле с двузубцем в руках. У ног Аида сидит трехглавый пес Кербер (Цербер). Рядом с Аидом на троне – его печальная супруга Персефона (Прозерпина), которую он похитил из царства живых и увлек с собой в царство мертвых[18]. У трона Аида стоит бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. В подземном царстве струятся дающие забвение всего земного воды Леты. По мрачным полям, заросшим бледными цветами асфодела (дикого тюльпана), носятся бесплотные тени умерших. В царство Аида могут попасть только души мертвых, их перевозит через мрачные воды Стикса старый Харон. Лишь несколько раз в подземный мир попадали живые люди, например, великий певец Орфей. Афина Паллада (Минерва) – дочь Зевса, вышедшая из его головы в полном вооружении. Это богиня разума. Афина – грозная богиня, устремляющаяся на своей колеснице, в блестящей броне Зевса, с огромным копьем, которым она сокрушала ряды противников. Однако Афина, невзирая на воинственность, – гений общественной жизни. Она считается покровительницей Афин - столицы Греции. Три холма было в Афинах, а в низине возле них лежала городская площадь. Это были Пникс – холм народа, Ареопаг – холм знати и Акрополь [19] - холм богов. На Акрополе стояли храмы. На самой высокой точке находился храм Афины – Парфенон (храм Девы), рядом с которым была поставлена огромная статуя (60 футов вышины) Афины-Воительницы с копьем и щитом из позолоченной бронзы. Издали Парфенон невелик, вблизи он кажется громадным. Его колонны – вшестеро выше человеческого роста и толще человеческого охвата. По фасаду из восемь в ряд. Над колоннами – треугольные фронтоны, а в них многофигурные скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном за покровительство над Аттикой. Посейдон подарил афинянам соленый источник, Афина – оливковое дерево. Победительницей вышла Афина. Это и было изображено на фронтоне: в середине – олива, по сторонам от нее – Афина и Посейдон, дальше – другие боги, стоящие и лежащие. А на фронтоне противоположной стороны Парфенона было изображено рождение Афины из головы Зевса. Внутри Парфенона стояла статуя Афины-Победительницы, знаменитое творение Фидия, из бронзы и слоновой кости – в боевом костюме, в золотом шлеме, в одной руке она держала копье, в другой – крылатую фигуру богини Победы, у ног ее вилась змея – хранительница Акрополя. Лицо и руки Афины выложены белой слоновой костью, а одежда и панцирь – золотом. Поверх панциря на Афину было накинуто покрывало, вытканное лучшими афинскими девушками. Фидия обвинили в оскорблении божества, так как он на щите Афины в числе прочих изваяний осмелился поставить профили - свой и Перикла [20]. Художник был брошен в тюрьму, где и умер – или от яда, или от лишений. В Эрмитаже в залах Древней Греции находится статуя Афины Кампаны [21]. Афина представлена в виде могучей и прекрасной женщины-воительницы в длинном парадном одеянии греческих женщин – пеплосе, поверх которого наброшен плащ, в шлеме, с эгидой, на которой изображена горгона Медуза. В руке ее копье. Тяжесть тела Афины перемещена на одну ногу (другая слегка отставлена назад и служит дополнительной опорой). Такая поза создает эффект движения и живого ритма всего тела. Голова Афины была выполнена при реставрации статуи в XIX в. Арей – Арес (Марс) – бог войны, ужаса, распрей и крови. Но он очень красив, и в него влюблена богиня любви Афродита (Венера), родившаяся из пены морской. Их сын – крылатый мальчишка Эрот (Амур) – маленький божок с луком и стрелами. Свита Афродиты состояла из трех Граций (Харит): Аглаи, Талии и Эфросины. Супруг Афродиты – хромоногий бог-кузнец Гефест (Вулкан), непревзойденный мастер ремесла. До нас не дошла знаменитая Книдская Афродита [22] Праксителя, предпочитающего мечтательный покой: она стояла в открытом храме, блестя белизной паросского мрамора. Совсем раздетая, она выпускала из левой руки свою одежду. В ней было соединение живой величавости и неги чисто южного характера. Венера Милосская (неизвестный мастер), мраморная статуя конца II века до н.э. Была найдена крестьянином на своем поле в 1820 г. с отбитыми руками неподалеку от амфитеатра города Мелос. Предполагается, что она протягивала руки к Марсу (или к Купидону), либо держала яблоко, эмблему о. Мелос. Посол Франции передал скульптуру в Лувр. Высота статуи 202 см. Неустойчивость позы Венеры, нарушение равновесия, заметное при взгляде в фас и особенно в профиль, показывают утрату чувства целостности скульптором. Характерны необработанность статуи со спины и нарушение пропорций (слишком большая стопа и маленькая голова). Но именно это произведение стало любимым символом красоты античного искусства. Сандро Боттичелли (Филипепи)– флорентийский живописец, учился в мастерской Фра Филиппо Липпи. Его картина «Рождение Венеры» трактует миф о рождении богини Афродиты из пены морской. Художник использует нежные тона рассвета, придает их фигурам и легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Аполлон (Феб) – бог поэзии, искусств и солнца. Аполлон – идеал, совершенство мужской красоты. По утрам он на огненных конях выезжал из моря и мчался по небесному своду, а впереди его неслась Эос – богиня утренней зари. К вечеру его кони устремлялись к морю и, утомленные, отдыхали в его влаге, чтобы на следующий день совершить огненный полет. Девять Муз окружали покровителя искусств Аполлона: Клио – муза истории, со свитком пергамента Эвтерпа – муза лирики, с флейтой Каллиопа – муза эпической поэзии Талия – муза комедии, с комической маской Терпсихора – муза трагедии, с трагической маской Эрато – муза любовных песен, с лирой в руках Мельпомена – муза танцев Полигимния – муза красноречия Урания – муза астрономии, с глобусом Скульптор Скопас создавал одухотворенный мрамор: особенно славятся его влюбленный Арей, вышедшая из пены морской Афродита, Аполлон с лирой. Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Выполнена ок. 330 – 320 гг. до н.э. из бронзы скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но есть римское повторение в мраморе. В 1506 г. была установлена в саду Бельведер в Ватикане. Была найдена с отбитыми руками, но в 1550-х гг. ученик Микеланджело Дж. Монторсоли дополнил обе руки. Артемида (Диана) – владыка ночного неба, она кроткой луной поднималась над усыпленным миром, легко и свободно плывя по темному небу. Она же была богиня лесов и охоты. С луком в руках и колчаном за плечами, она устремлялась на лов в своих заповедных рощах. Любила отдыхать Артемида в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. И горе тому, кто нарушал ее покой, подобно охотнику Актеону, внуку царя Фив Кадма. В поэме «Метаморфозы» Овидий описывает историю встречи Артемиды и Актеона. Когда охотился Актеон в лесах Киферона, настал жаркий полдень. Охотники остановились в тени густого леса, а Актеон пошел в долину Киферона. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот. Он пошел к этому гроту, не зная, что там часто отдыхает Артемида. Когда юноша показался у входа, из грота вышла Артемида. Она отдала лук и стрелы нимфам и готовилась к купанию. Нимфы окружили богиню, желая скрыть от взора смертного. Зарделось краской лицо Артемиды, сверкнули ее очи, и она стала еще прекраснее. Превратила богиня несчастного Актеона в оленя. Ветвистые рога выросли на голове юноши, вытянулась шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Он обратился в бегство. Собаки почуяли след оленя; они не узнали хозяина и с лаем бросились за ним. Настигли собаки оленя, но не может ничего им крикнуть Актеон: нет у него дара речи. Только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Разорвали тело Актеона на части рассвирепевшие псы. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший ее красоту. Гермес (Меркурий) – посланник богов. С быстротой мысли переносился он с Олимпа на самый дальний край света с крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охранял пути, покровительствовал путникам в путешествии при жизни и провожал души умерших в их последний путь – в царство Аида. Гермес – бог торговых сношений и торговли. Он же и бог красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Дионис (Вакх) – бог виноделия, окруженный менадами (вакханками), фавнами, силенами, смягчал грубость нравов и обучал людей виноделию. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) представлены древнегреческие вазы начала VI в. до н.э., росписи на которых – подлинная энциклопедия мифологии. Вазы делались из лучшей глины, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину очищали и подкрашивали охрой, чтобы она приобретала ровный оранжево-красный тон. Мастер формировал вазу на гончарном круге. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего расписывали особой глазурью, которую называют «черным лаком». Такие вазы называют чернофигурными. С конца VI в. до н.э. чернофигурный стиль росписи постепенно уступает место краснофигурному. Фигуры, изображенные на вазах, играют с объемами – то есть с формой самой вазы. Сначала делались вазы декоративные, с рисунком почти абстрактным[23]. Делались также орнаментальные вазы с рядами идущих животных[24]. На вазах, кроме того, изображались различные сюжеты – бытовые или мифологические. В зале древнегреческого искусства находится краснофигурный кратер [25] (460 – 450 гг. до н.э.). Его украшает изображение бога Гермеса с младенцем Дионисом на руках. Справа нимфа, которой Гермес должен вручить на воспитание Диониса, слева – менада, будущая спутница бога вина, держащая в руках тирс – посох, увенчанный виноградной гроздью. Прекрасные девы – божества природы – нимфы – обитали в пещерах и гротах, в рощах и лесах. Нимфы источников – наяды были хранительницами ручьев и родников. Морские нимфы назывались нереиды, а дриады, жившие среди деревьев, покровительствовали тем, кто сажал деревья и ухаживал за ними. В скалах жили ореады. Боги могли приобретать любой облик и свободно ходить по земле. Такие превращения назывались метаморфозами. Зевс принимал образ быка, чтобы похитить Европу; порой исходил золотым дождем и мог попасть в темницу к Данае; порой являлся лебедем – к Леде; порой – в виде туманного облака – к Ио. Иногда смертные (как Семела) не выдерживали силы божественной природы и погибали. В поэме Мосха «Идиллии» описывается, как дочь царя Агенора Европа пошла со своими подругами гулять на берег моря. На зеленом, покрытом цветами лугу девы собирали душистые нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. А Европа выбирала лишь алые розы. Увидел ее Зевс и решил похитить. Чтобы не испугать Европу своим появлением, он принял вид чудесного быка, шерсть которого сверкала, как золото, лишь на лбу горело серебряное пятно, золотые рога были изогнуты. Бык, едва касаясь травы, подошел к девам. Они окружили его и стали гладить. Европа обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ее ног, и Европа, смеясь, села ему на спину. Вдруг бык вскочил и помчался к морю. Он быстро поплыл по волнам. Вокруг быка поднялись из морской глубины нереиды, и сам бог моря Посейдон несся впереди на своей колеснице. Европа, дрожа от страха, держалась за золотые рога быка и рукой подбирала край платья, чтобы не замочить его. Все дальше берег скрывался в золотой дали, а кругом лишь море да небо. Овидий в поэме «Метаморфозы» рассказывает, как Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть от Геры, превратил ее в корову. Но Гера увидела белоснежную корову и потребовала, чтобы муж подарил ее ей. Пришлось Зевсу согласиться. Тогда Гера отдала Ио под стражу стоокому Аргусу (воплощающему звездное небо), не могла Ио скрыться от него. Зевс велел Гермесу похитить Ио. Гермес усыпил речами Аргуса, Ио была освобождена. Тогда Гера наслала на нее чудовищного овода. Своим жалом он гнал бедную Ио из страны в страну. Нигде не могла она найти покоя. Когда она пронеслась мимо скалы, к которой был прикован Прометей, он предсказал, что в Египте избавится она от своих мук. Когда Ио достигла Египта, Зевс вернул ей прежний облик, и родился у Ио сын Эпаф, который стал первым царем Египта. А вот другая история о Зевсе. Зевс полюбил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Ревнивая Гера подговорила семелу попросить Зевса явиться перед ней во всем величии бога-громовержца. Зевс не мог отказать возлюбленной, хотя и не хотел исполнять ее просьбу. Он предстал перед ней во всем блеске своей славы: яркая молния сверкала в его руках, удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Упала Семела на землю, пламя жгло ее. И родился у умирающей Семелы сын Дионис, неспособный жить ребенок. Но не мог погибнуть сын Зевса: из земли со всех сторон вырос густой плющ, он прикрыл от огня ребенка и спас его от смерти. Зевс зашил себе в бедро Диониса, чтобы он мог окрепнуть. И вскоре Дионис родился второй раз из бедра своего отца Зевса. А это история о смелом Тезее. Могущественный царь Крита Минос требовал от афинян дань: каждые девять лет они должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек, где в громадном лабиринте, построенном Дедалом, их пожирало ужасное чудовище Минотавр с туловищем человека и головой быка. Афиняне снаряжали корабль с черными парусами и отправляли юные жертвы Миносу. Герой Тезей решил отправиться с юношами и девушками на Крит, освободить их, убить Минотавра и прекратить уплату страшной дани. Отец Тезея царь Эгей не хотел отпускать сына, но тот настоял на своем. Своей покровительницей он избрал богиню любви Афродиту. Когда корабль прибыл на Крит, царь Минос и его дочь Ариадна сразу обратили внимание на юного героя. Афродита вызвала в сердце Ариадны любовь к Тезею Дочь Миноса дала Тезею тайно от отца острый меч и клубок ниток. Когда героя и других юношей и девушек привели к Лабиринту, Тезей привязал у входа конец нити клубка и пошел по бесконечным переходам Лабиринта; постепенно он разматывал клубок, чтобы по нитке найти обратный путь. Так пришел Тезей в то место, где ждал его Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросилось чудовище на героя, и начался бой. Тезей каждый раз отражал атаки своим мечом. Наконец, схватил юноша Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив Минотавра, Тезей вывел по нитке клубка из Лабиринта афинских юношей и девушек. У входа их радостно встретила Ариадна. Тезей быстро снарядил корабль и поскорее отправился в обратный путь, чтобы избежать гнева Миноса. Ариадна, которая полюбила героя, отправилась вместе с ним. На обратном пути Тезей вышел на берег Наксоса. Когда он уснул, ему во сне явился бог виноделия Дионис и поведал, что Тезей должен оставить Ариадну на берегу, так как боги предназначили ее в жены Дионису. Тезей не посмел ослушаться воли богов и, полный грусти, собрался в путь. Ариадна стала богиней, женой великого бога. Корабль быстро несся на черных парусах домой, к берегам Аттики. Забыл Тезей, опечаленный разлукой с Ариадной, обещание, данное отцу: заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, вернется в Афины. Эгей стоял на высокой скале у берегов моря, ожидая сына. Увидел он черные паруса на корабле и в отчаянии бросился со скалы в море. С тех пор это море зовется Эгейским. А Тезей причалил к берегу и с ужасом узнал, что стал причиной гибели отца. Убитый горем, он с почестями похоронил тело Эгея и принял власть над Афинами. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина можно увидеть характерный образец древнеримского искусства – мозаику с изображением единоборства Тезея и Минотавра (I – II вв.). Подобные мозаики, найденные при раскопках Помпей и Остии, украшали полы в парадной комнате богатого римского дома – атриуме. Мозаика выложена из белого мрамора и черного гранита. Древние греки сочинили множество прекрасных и печальных легенд, и многие из них до сих пор отражаются в произведениях словесного и художественного искусства.
|