Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. 4. Сказки скандинавских писателей. Сказки Г. Х. Андерсена и Т. Янссон.
Особенностью сказок скандинавских писателей является система персонажей, сказочная и реалистическая одновременно. В этих сказках представлен разнообразный спектр чувств героев. Одушевленные и неодушевленные существа слиты воедино в своих переживаниях и радостях. Сказочные персонажи испытывают тревогу оттого, что их не понимают. Проблемы взаимопонимания, основные в реальном мире, стали ведущими и в сказках. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание. В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину 1830-1840-х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена. Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Творчество Г.Х. Андерсена давно вошло в историю литературы – не только детской, но и взрослой. Поэтика его произведений оказала огромное влияние на поэтику различных авторов. Мир сказок Андерсена – грустный и слегка ироничный не похож на мир других сказочников и именно этим он привлекает читателя. Т. Янссон в чем-то продолжает его традиции, но оригинальный хронотоп, созданный ею, дает возможность говорить о мифологическом подтексте ее сказок о муми-троллях. Финскую писательницу и художницу Туве Янссон называют одной из самых загадочных фигур в литературе для детей. Ее книги знают во всем мире, но было мало сведений о ней самой. Но в последние годы все больше появляется материалов о жизни и творчестве писательницы. Это, конечно, не случайно. Имя Туве Янссон четырежды было занесено в Почетный список Х.К. Андерсена, а в 1966 г. она стала лауреатом Золотой медали Х.К. Андерсена. Творчество Т.Янссон, ее сказки сравнивают со сказками самого Андерсена и с произведениями Астрид Линдгрен. В них то же сочетание волшебства и глубокой жизненной философии с р6еальностями жизни. И в то же время у Т.Янссон совершенно самобытные, ни с чем не сравнимые сказки. У Туве Янссон долгая жизнь. Тридцать пять из них она отдала сказкам для детей: " Вначале я писала лишь для собственного удовольствия, рассматривая это занятие, как своего рода скрытую игру…", " Возможно, волшебная жизнь Муми-троллей - зеркало моего счастливого детства". Она написала и нарисовала целое царство маленьких сказочных существ: Муми-троллей, Снусмумриков, Хемулей, Хомсов, Мюмлу и др. И все они живут в сказках по высоким нравственным законам. Один из критиков писал: " У сказочных крошечных муми-троллей жизнь совсем, как у людей, только куда человечней". А сама Туве Янссон говорит: " Выдуманный мир моих Муми-троллей - это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас…", " Самое примечательное в моих героях Муми-троллях - то, что они никогда не совершают чего-либо неприятного для окружающих, и то, что они в своих делах и поступках находят удовольствие". Это касается Муми-троллей малышей и их родителей. Все взрослые сказочные существа очень добры к детям своим и чужим. Например: в сказке " Хемуль, который любил тишину" говорится о то, как взрослый Хемуль мечтал о пенсии, о покое, но, жалея детей, отдает им для радости и игр Бабушкин парк, который достался ему по наследству. Какой уж тут покой! Туве Янссон в своих сказках не скрывает от детей, что в мире много опасностей: голод, холод, одиночество, смерть, природные катаклизмы, но все ее книги оптимистичны, вселяют детям надежду на победу добра. Когда Туве Янссон вручали Золотую медаль, она сказала: " Мир детей - это пейзаж, нарисованный яркими красками, где добро и зло неотделимы друг от друга. В этом мире есть место для всего, и нет невозможного…". Читая сказки Янссон, сегодняшние дети поймут, как можно быть самим собой, быть в ответе за природу вокруг, за тех, кто рядом, как важно быть терпимым и бескорыстным, какое чудо - обыкновенная человеческая жизнь. Кроме того, чтение сказок Туве Янссон просто наслаждение: как прост и богат ее язык, как много юмора в ее сказках! Первая книга сказок у Туве Янссон появилась в 1945 г. Пишет она сказки по-шведски: в Финляндии два государственных языка: финский и шведский. Позже сказки были переведены на 32 языка мира. Очень популярны ее комиксы-сказки о Муми-троллях. У нас в стране эти комиксы изданы пока только в журнале " Детская литература". Туве Янссон рассчитывала свои комиксы и на детей, и на взрослых. Так же она написала сказку " Волшебная зима", которая интересна и детям и их родителям. В начале 80-х годов Туве Янссон перестала писать для детей. Им она объясняла так: " Маленьким троллям просто захотелось уединиться и насильно заставлять их все время быть на виду негуманно". Она стала писать для взрослых, написала несколько книг, и в том числе книгу о себе " Дочь скульптора", но: " Я была бы страшно счастлива, если бы спустя все эти годы снова могла бы начать писать о Муми-троллях". Но и то, что ею написано, то, что в нашей стране переведено и издано (к сожалению, далеко не все переведено) - составляет огромное богатство. В книгу «Маленькие тролли и большое наводнение. Комета прилетает» объединены две самые ранние сказки Туве Янссон. В них лишь зарождается смысловой и почти мифологический центр ее дальнейших сказок: воссоединившаяся семья обретает свою территорию и дом, Муми-тролль находит друзей, каждому из персонажей отводится своя функция: папа Муми-тролля вживается в роль главы семейства, создается образ гуманной всепонимающей мамы. " Большое наводнение" - первая и последняя сказка Янссон, где еще действуют человеческие персонажи - Тюлиппа (девочка с голубыми волосами, позаимствованная из сказок Карло Коллоди) и рыжеволосый мальчик. В дальнейшем все персонажи Янссон будут сходны с животными и фольклорно-мифологическими существами, переосмысленными автором. В этих же сказках зарождаются и те мотивы творчества писательницы, которые получат развитие впоследствии - мотивы одиночества и убежища, элементы сатиры и пародии - в " Комете" это относится к профессорам в обсерватории, в дальнейшем Янссон будет пародировать сентиментальную, мемуарную и отчасти приключенческую литературу. Писательский принцип Туве Янссон - в том, чтобы не обманывать своего читателя. " Мне кажется, - пишет она, - что детские писатели сочиняют сказки ради собственного удовольствия". Можно сказать, что автор взрослеет от сказки к сказке. Условно муми-тролльскую эпопею можно резделить на три периода: для малышей - " Маленькие тролли и большое наводнение", " Муми-тролль и комета" и " Шляпа волшебника"; для детей постарше - " Опасное лето", " Волшебная зима" и " Мемуары папы Муми-тролля"; сказки для подростков - " Дитя - невидимка", " Папа и море", " Поздней осенью в конце ноября". Каждая тройка объединяется и общей фабульной схемой: допустим, темой поиска: ищут дом и папу, ищут комету или сведения о ней, разыскивают пропавшую сумку Муми-мамы в " Шляпе волшебника". В сказках для детей постарше доминируют темы испытания и одиночества. Фабула " Большого наводнения" достаточно нестройная - Муми-тролль и его мама ищут сначала место для зимовки, затем переключаются на поиски папы, в результате находят и то, и другое. Да и сама Янссон была недовольна " Большим наводнением" - своей первой и самой, пожалуй, несамостоятельной сказкой, которую она создает в двадцатипятилетнем возрасте. " Комету" считают переполненной всякими ужасами. С одной стороны, конечно, в сказке, написанной в 1946 году, ощутимы отголоски Второй мировой (комета напоминает атомную бомбу), но с другой стороны - " ни одного ребенка не может захватить сказка, если она не пугает", по словам Янссон. В этом одно из преимуществ ее сказок - испытание пугает, но не ужасает читателя, либо потому, что оно где-то на периферии сюжета, либо потому, что есть возможность выбора - маленькая зверюшка Снифф может продолжить путешествие с муми-троллями, а может и отказаться. И хотя у Туве Янссон нет столь глубокой философии, как у ее предшественника Андерсена, однако в ее сказках отражена детская психология и показаны различные характеры детей - от лихого путешественника Снусмумрика (snus - нюхательный табак) до зануды Хемуля (hemul - доказательство обоснованности чего-либо). О происхождении имени Муми исследователи до сих пор спорят. Муми-тролль возник сначала как рисованный персонаж, затем как литературный. (Это была карикатура Туве на ее брата Ларса, нарисованная на стене комнаты). И поскольку иллюстрации существуют как дополнение к тексту, Янссон никогда не дает портретных характеристик персонажей (а второстепенные герои вообще схематичны). Несомненно, авторские рисунки - огромное преимущество, хотя бы потому, что у художника редко получается удачно проиллюстрировать чужие сказки. Например, никто до сих пор не сделал толковых иллюстраций к чудесной медитативной сказке Сергея Козлова о ежике в тумане - характерны постоянные попытки очеловечить персонаж, одеть его в какие-нибудь шортики. В книжку также входит вступительная статья и интервью с Туве Янссон Людмилы Брауде - переводчика и практически единственного в России исследователя творчества писательницы. Сказки в переводе Брауде стали классическими, не в пример переводу В. Смирнова, сделанному в 1967 году, когда и появилась в нашей стране впервые сказка " Муми-тролль и комета". Формы работы подсказывают сами сказки Туве Янссон. Они будят фантазию у читателей. Хорошо, если и библиотекарь подойдет к работе творчески, с выдумкой, с юмором, наполнит новым содержанием традиционные формы: беседы о жизни и творчестве писательницы, чтение вслух ее произведений, беседы-обсуждения. Любая сказка Туве Янссон дает мотив для разговора с ребятами о глубине замысла автора, о причинах поступков героев и т.д. Очень важно познакомить читателей с рисунками Янссон. Республиканская детская библиотека рекомендует провести литературный утренник по сказкам Туве Янссон (Буканова Л. Пожмем друг другу лапы // Звучащее настроение. - М.: ГРДБ, 1989. - С.30-36). Утренник можно назвать: " В гостях у Муми-троллей", " Муми-дол" и т.д. Готовясь к утреннику, можно провести конкурс рисунков и поделок по сказкам Янссон. Хоть автор и снабжает свои книги иллюстрациями, но и сказки дают большой простор для воображения. У Туве Янссон очень мало портретных характеристик, дети могут сами нарисовать хомсов, снорков, снусмумриков и т.д. Работы ребят, конечно, уместны на выставке. К утреннику можно подготовить инсценировки по сказкам (" Опасное лето", " Муми-тролль и комета" и др.). Вместо сложных костюмов можно сделать характерные маски. ГРДБ предлагает к утреннику вопросы к викторине: -Во что превратились вставные зубы Ондатра после того, как они побывали в Шляпе Волшебника? (Ответа на этот вопрос в сказке нет, поэтому предложите ребятам самим дописать сказку) -Как разговаривали Тофсла и Вифсла? (Предложите ребятам прочитать в ролях отрывок сказки, где говорится об этих героях). -(Предъявите для опознания Шляпу Волшебника). Какие превращения удалось совершить с ее помощью? -А если б эта Шляпа попала к ребятам, какие чудеса они бы хотели совершить с ее помощью? -Благодаря какому событию папа Муми-тролля решил писать мемуары? -Какие приключения ждали героев на Садовом празднике Самодержца? Победители викторины могут быть награждены шуточными призами: пуговицами из " коллекции Шнырка", человечками из шишек и т.д. Может быть, пригодится на утреннике клятва-заклинание Муми-троллей: " Пусть меня поглотит бездна, пусть грифы расклюют мои высохшие кости, пусть я никогда больше не попробую мороженного…". Для разрядки во время утренника можно предложить ребятам воспроизвести " самый радостный воинственный клич Муми-тролля" (победит тот, у кого это получится наиболее удачно). Можно воспользоваться опытом Тюменской областной детской библиотеки, которая провела литературную игру по сказкам Туве Янссон (" Мы гостили в Муми-доле" 1989). Участники игры были разделены на команды: " Хемули" и " Снорки". Придуманы конкурсы для команд - вопросы друг к другу.
1 конкурс -Кто такие хатифнатты? -Как и почему видоизменился торт Муми-мамы в повести " Муми-тролль и комета" -Кто сидел в шкафу в купальне Муми-троллей? (" Волшебная зима") -Кто такой (или что такое) был загадочный Реквизит из повести " Опасное лето"? -Как вы думаете, почему Волшебник дал дядюшке Ондатру книгу " О нужности всего сущего", вместо книги " О тщете (т.е. о ненужности) всего сущего"? (" Шляпа Волшебника") -Почему героям повести " В конце ноября" так хотелось снова побывать в гостях в Муми-доле? Последние два вопроса лучше задавать подготовленной аудитории. 2 конкурс -Кто больше назовет " транспортных средств", на которых путешествовали герои книг Туве Янссон (плот, лодка " Путешествие", корабль " Морской оркестр", тучки из яичных скорлупок, пантера Волшебника и т.д.) -Какая команда назовет больше героев книг Т.Янссон. 3 конкурс Выяснить, помнят ли ребята, какими вещами дорожат герои сказок, что дарят друг другу. Положить на столик двенадцать предметов или их изображения. Вопрос: " Кто же хозяин этих вещей"? - Трамвайчика из пенки (Муми-папа) - Трубки, зеленой шляпы и губной гармошки (Снусмумрик) - " Золотого" браслета и расчески, чтобы расчесывать красивую челочку (фрекен Снорк) - Самой полной в мире коллекции марок и гербария (Хемуль) - Черной сумки с четырьмя карманами, с которой не расстается хозяйка (Муми-мама) - Большого черного чемодана, в котором скрывается невиданное сокровище (Тофсла и Вифсла) - Двух огромных рубинов: " Короля Рубинов" и " Королевы Рубинов", а также черной шляпы-цилиндра (Волшебник) - Гамака и двух книг " О тщете всего сущего" и " О нужности всего сущего" (философ - дядюшка Ондатр) - Кофейной банки, которая сначала была голубой, а потом ее выкрасили в красный цвет, и большой коллекции пуговиц (зверек по имени Шнырек, отец Сниффа) - Парохода " Морской оркестр" (Фредриксон) - Картонной коробки, рваного спального мешка, саней из большого серебряного подноса (Малышка Мю) - Куртки в красно-белую полоску и красно-белой шапочки небесно-голубой подкладкой (Туу-тикки). Каждая библиотека может найти и свои формы и методы работы со сказочными повестями Туве Янссон. Беседа для школьников младших классов Интересно, стоит сказать: " Муми-тролли", как тот, кто про них читал или слышал, обязательно улыбнется! А может быть, среди вас кто-то еще не знает о Муми-троллях, хемулях, хомсах, и других маленьких существах из книг о Муми-троллях? А может быть, кто-то знает эти сказки, но не знает, кто их написал. Написала их замечательная финская писательница - Туве Янссон. Знаменитая Астрид Линдгрен назвала ее " самой значительной сказочницей"! И действительно, сказки Туве Янссон знают во всем мире. Каких только нет у Туве Янссон наград! Есть даже редкая награда, которую придумали польские дети - Орден Улыбки! Но, пожалуй, самая высокая награда - это Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую писательница получила больше 30-ти лет назад за свои повести-сказки для ребят. Кто же такая Туве Янсссон? Туве Марика Янссон прожила на свете много лет, она родилась в столице Финляндии - Хельсинки 9 августа 1914 года! Туве Янссон любит вспоминать свое детство. Отец ее - финн - был скульптором, мама - шведка - художницей. Мать и отец любили друг друга и своих детей. В доме всегда было много работы, веселья, друзей. Туве любила свою семью - пусть немножко безалаберную, зато доброжелательную, веселую, гостеприимную. Маленькая Туве и ее братья рисовали, мастерили маскарадные костюмы, любили играть в театр, сами писали пьесы, делали декорации. Каждое лето семья жила на острове в Финском заливе в доме рыбака. Как там было хорошо детям! " Без счастливых детских лет, проведенных у моря, я никогда не начала бы писать! " - говорила потом Туве Янссон. Костры в лесу, морские прогулки, таинственная пещера в скалах - все это было так интересно девочке, что потом, став писательницей, она поселила своих героев точно в таких же местах, в такой же природе. Девочка росла фантазеркой, выдумщицей. Сочиняла сказки и фантастические приключения. Родители учили ее рисовать, лепить, часто приезжала тетя, которая любила делать из гипса совершенно невероятные существа, которые очень нравились детям. Не удивительно, что Туве, как и ее братья, полюбила рисование, лепку, мечтала стать художницей. Она даже делала рисунки к книгам знаменитых английских писателей Льюиса Кэролла и Толкиена, хотя была еще подростком. 15-ти лет она изучала искусство в Хельсинки, Стокгольме, Париже. Ее картины и рисунки выставлялись в музеях. Она работала и театральным художником, рисовала декорации, была карикатуристом. И вдруг!.. Вот как она сама пишет: " Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь, начинавшееся словами: " Жили-были…". Ведь продолжение могло бы превратиться в сказку, это было неизбежно… Я обошлась в своей книжке без принцев, принцесс и маленьких детей, а выбрала взамен… сердитое существо из шуточных рисунков и назвала его муми-троллем". Что же это за " сердитое существо"? Еще в детстве Туве за что-то обиделась на брата Ларса. Чтобы его подразнить, нарисовала карандашом на обоях " самое глупое животное, какое могла себе представить" - маленького худенького " бегемотика", А " бегемотик" так всем понравился, что Туве потом вместо своей подписи на картинах, рисунках рисовала эту маленькую фигурку. Вот этот-то " бегемотик" и стал потом Муми-троллем. Туве Янссон сделала его толстеньким, добрым, придумала ему семью, дом, друзей, целую долину Муми-троллей. Это была первая сказка Туве Янссон, но она шесть лет пролежала в ее письменном столе, пока о ней не узнали друзья. Они уговорили Туве сказку напечатать. Появилась первая книга " Маленький тролль и большое наводнение". А потом еще и еще книги о муми-тролях и других сказочных, забавных существах: " Опасное лето", " Волшебная зима", " Мемуары папы Муми-тролля" и другие. Все рисунки в книгах сделаны ее рукой. Есть у нее книги-комиксы, где главное - рисунки. (Во время беседы хорошо бы показывать ребятам книги Туве Янссон и иллюстрации к ним) До сказок Туве Янссон в скандинавских странах троллями называли сказочных недобрых великанов, живущих в горах, болотах, лесах. А Туве Янссон подарила миру очень добрых существ, похожих на вставших на задние лапы, беленьких бегемотиков, на ожившие игрушки. Они похожи и на животных, и на людей. У каждого свой характер, они могут вести себя совсем, как люди: строить дом, писать книги, путешествовать, курить трубку… И в то же время, у них есть хвосты, лапы: у папы Муми-тролля была привычка прятать хвост в карман. Люди клянутся " головой", а Муми-тролль - хвостом. Они любят играть, причем их любимые игры: " Приключения" и " Спасения". Муми-тролли очень справедливы, честны, внимательны друг к другу. Все жители Муми-дола очень гостеприимны. В доме Муми-троллей примут любого, кто бы ни пришел, усадят за сто, уложат спать, оставят жить " насовсем": " Муми-папа и Муми-мама лишь ставили новые кровати да расширяли обеденнный стол" Но, если вы думаете, что у Муми-троллей тихое, спокойное житье, то ошибаетесь. У них все время происходят какие-то события: то наводнение, то действующий вулкан, то буря. Но Муми-тролли умеют бороться с опасностями, умет выручать друг друга. Туве в детстве мучил вопрос, почему " на свете все так, а не наоборот", и это же мучит ее маленьких героев и их сказочных родителей. Не случайно папа Муми-тролля - мечтатель и открыватель родился в тот же день, что и Туве Янссон. И у него те же вопросы. Таким людям все хочется знать, всему научиться, помочь другим. Сейчас Туве Янссон давно не пишет уже о муми-троллях, она так говорит: " …Муми-тролль рос, рос и дорос до подросткового возраста, какие уж тут сказки? ". Сейчас она пишет книги для взрослых. Как Туве Янссон выглядит? Она невысокого роста, худенькая, любит одеваться в черное платье. Стоит ей появиться на людях, как к ней все тянутся, с ней интересно и детям, и взрослым. Единственное чего она не любит, когда ее слишком хвалят. Видят ее редко, так как она давно живет на маленьком острове, в деревянном доме. Она одинока, семьи своей у нее нет. Но зато есть много друзей. Она получает много писем, на которые всегда отвечает. Когда друзья услышали по радио, что Туве присудили Золотую медаль, они помчались к ней с цветами на моторной лодке. Она была очень рада этому известию: " Как я обрадовалась и как была горда! Я просто счастлива! ". Герои книг Туве Янссон так полюбились детям и взрослым, что появились на прилавках магазинов Муми-тролли - игрушки, конфеты, свечки, почтовые марки, обои и т.д. Появились мультфильмы, спектакли. А тем временем Туве своими руками сделала игрушки по своим сказкам. И не просто игрушки, а целую особенную Долину Миму-троллей. В небольшом финском городе Тампере в одной из лучших библиотек, которая называется " Глухарь", есть несколько просторных комнат. Их населяют Муми-тролли. Это как игрушечный театр " Муми-дол", только без сцены, занавеса и актеров. Туве сделала все сама: и декорации, и игрушки. Дети могут потрогать любую игрушку, могут поиграть с ними, порисовать. Им никто не запрещает бегать, галдеть. Здесь так же весело и гостеприимно, как и в той волшебной стране Муми-троллей, придуманной Туве Янссон - доброй волшебницей. У Андерсена и Янссон нет традиционного противопоставления добра и зла, черно-белого изображения происходящего. Счастье, достигнутое героями, не обеспечивает им возможности «жить-поживать да добра наживать». Мир вокруг не так прост и слишком противоречив, чтобы в нем можно было жить спокойно и безоблачно. В таком мире нельзя существовать одному. Философия одиночества губительна. Андерсен и Янссон изобретательны в формировании образной системы сказок. Всякая сказка двуадресна. Но в сказках Андерсена и Янссон двуадресная природа является целью. Можно выделить особую группу текстов, которые условно можно назвать «повести-сказки». Именно этот жанр так любят Андерсен и Янссон. Их тексты сочетают в себе реальность и волшебство, и между ними нет явной границы.
|