Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность процесса обучения
Согласно принципу природосообразности, развитие ребенка осуществляется в процессе правильного возбуждения его природных задатков. Поэтому сущность процесса обучения заключается в возбуждении познавательных способностей ученика, чтобы они «развивались в усвоении и поисках истины». «Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знание в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной самодеятельности, усвоить их должен своим умом. Само собой разумеется, что не может быть поэтому и речи о сообщении познаний, мыслей и мнений, положений или даже набожности, добродетели и силы воли. То, чего человек не приобрел путем своей самодеятельности – не его; то, к чему человек сам себя не образовал, лежит не в нем, но вне его. …Он должен самостоятельно все охватить, усвоить и переработать». Таким образом, обучение ребенка – это процесс его самодеятельности, организуемой учителем в русле внешней, внутренней и общественной культуры. Развивающее обучение отражает единство природосообразности, самодеятельности и культуросообразности. Идея педагогического активизма, высказанная еще И.Г. Песталоцци, перевернула понимание сущности процесса обучения. Теперь в центре внимания оказалась не его «внешняя» сторона, когда обучение представлялось только делом учителя. Обучение рассматривается как развитие деятельности изнутри, как самодеятельность и саморазвитие, как деятельность самого ребенка. А. Дистервег развивает принципиально новый и перспективный подход – ученик – субъект обучения. Убежденный в том, что каждый ребенок является самоцелью, он пишет: «…образование человека везде является целью обучения. Поэтому все остальные моменты, оказывающие влияние, - учебный предмет, метод преподавания, сам учитель, - составляют только средства, ведущие к этой конечной цели, и должны быть, следовательно, приспособлены к потребностям обучаемого ученика. Ученик служит не ради них, они служат ему. В воспитании и обучении высшим является, таким образом, не объективное, а субъективное начало. Все обучение происходит ради образования субъекта». Раскрывая сущность процесса обучения, А. Дистервег подчеркивает, что оно носит воспитывающий характер (понятие «воспитывающее обучение» в педагогику ввел И. Гербарт). Плохое обучение, по его мнению, «портит не только голову, но и характер», правильно организованное – вырабатывает твердые убеждения, моральные чувства, сильный характер, т.е. формирует личность в целом. «Чистое обучение хочет научить человека; воспитывающее обучение хочет побудить учащегося постоянно самому усваивать понятия и мысли. Чистое воспитание, чистое обучение обращается с человеком как с вещью, которую делают; обучающее воспитание и воспитывающее обучение обращаются с ним как с существом, которое должно сделаться самостоятельным и разумным. Следовательно, они являются правильными способами – воспитание есть обучение, обучение – воспитание». Таким образом, субъектный характер развивающего обучения обусловливает его воспитательное влияние на ребенка. А. Дистервег подчеркивает их взаимосвязь и взаимообусловленность, указывает на целостность педагогического процесса. Он пишет, что результат обучения выражается в том, что «ученик научился и желает продолжить свое интеллектуальное образование». Т.е. самообучение, самообразование – конечная цель школьного обучения – это еще одна его сущностная характеристика.
|