![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогические взгляды и деятельность Адольфа Дистервега
1. Особенности развития Западной Европы в конце XVIII – первой половине XIX вв. Промышленная революция конца XVIII – середины XIX вв. ознаменовала крупный переворот в развитии производительных сил и повлекла за собой глубокие изменения в образе труда и жизни, культуре западноевропейского общества. Переход к промышленному производству увеличил требования к человеку, к его трудовой квалификации, уровню и содержанию образованности, а также к ответственности, сосредоточенности, вниманию, определив тем самым необходимость создания системы массового образования. В ходе промышленной революции сложилась новая социально-экономическая ситуация, при которой элементарное образование широких народных масс становилось насущной задачей. Решить эту задачу была призвана новая народная школа, возникшая в западноевропейских странах в XIX веке в результате широких государственных реформ. Обозначим общие тенденции развития массовой школы западноевропейских стран. Подчинение школы государству, ее постепенное включение в государственную систему – одна из важнейших черт развития образования в XIX веке. В экономически развитых странах Западной Европы в течение XIX века происходит становление национальных образовательных систем, усиливается роль государства в развитии школьного дела, принимаются законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола. На смену феодальной сословной школе приходит школа буржуазная, классовая, образование в которой становится одинаково организованным и доступным для детей всех имущих, т.е. возможность обучения в том или ином типе учебного заведения определяется теперь способностью родителей оплачивать его. На протяжении всего XIX века ведется борьба между церковью и государством за руководство школьным делом, особенно его начальным звеном. Однако начальная народная школа так до конца и не освободилась от влияния церкви. Содержание обучения в ней оставалось примитивным, центральное место занимало изучение религии. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Увеличилась сеть средних учебных заведений, наряду с классическими появились реальные средние школы, отвечающие экономическим запросам своего времени. Создание находящейся под государственным контролем массовой начальной школы, привело к коренным переменам в положении учителя. Из полуграмотного ремесленника он превращается в государственного служащего. Новый (индустриальный) способ организации учебного процесса изменил и роль учителя: из пассивного контролера он превратился в главный двигатель учебного процесса. В этом была велика заслуга И. Песталоцци, педагогика которого являлась педагогикой активного учителя. Стандартизация содержания и методов преподавания определила значительный рост требований к учителю, усилила внимание к его методической и дидактической подготовке. Необходимость в специальном образовании учителей вызвала появление в первой половине XIX века по всей Западной Европе учебных заведений закрытого типа для их обучения. Особенности и потребности развития школы стимулировали разработку новых педагогических концепций. Следует отметить, что изменения образовательно-воспитательной практики происходили в этот период значительно медленнее, чем развитие педагогической мысли. В это время в Западной Европе сложились не только практические, но и теоретические предпосылки для развития педагогических идей. Осмысление социальной функции школы, необходимость создания государственной системы школьного образования, потребность в обновлении образовательного процесса и подготовке педагога обострили интерес ученых к гуманитарной проблематике, к исследованию психологии человека. К началу XIX века уже был накоплен достаточный объем педагогических сведений (фактов, наблюдений), теперь возникла необходимость их систематизации и осмысления с позиций современных научных философских и психологических знаний. Потребности педагогической практики, разработка идеи развития в философии и биологии способствовали тому, что детская психология в этот период начала осознаваться в качестве самостоятельной области психологического знания. Большую роль в развитии детской психологии и педагогической науки сыграли труды И. Гербарта. Научное осмысление процесса формирования личности было осуществлено им на основе синтеза философских, этических, эстетических, психологических, педагогических знаний. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Проблема всеобщего обучения обусловила необходимость исследования общих механизмов и этапов психического развития детей для обоснования рекомендаций о том, когда, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать всех детей, и какие приемы наиболее адекватны для учащихся определенного возраста. Особое внимание уделялось исследованию движущих сил и этапов познавательного развития. В психологических концепциях А. Бэна и Г. Спенсера утверждалось, что психика – это закономерный этап эволюции и ее функция заключается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде (природной и социальной). Таким образом, конец XVIII-первая половина XIX века – период интенсивного развития научной педагогики, опирающейся на выводы педагогического опыта, философию и психологию. Хотя основные тенденции развития массовой школы были общими для западноевропейских стран, в разных национальных условиях они проявлялись по-разному. Серьезные попытки введения изменений в школьное дело, послужившие образцом для других стран, в течение XIX века были предприняты в Германии. Здесь наиболее быстрыми темпами происходило становление массового образования (а отдельные начинания по введению обязательного школьного обучения предпринимались еще в XVII-XVIII вв.). Не случайно XIX век был назван Ф. Фребелем веком «воспитательных тенденций». Этот период являлся «золотым» для педагогики Германии, т.к. проблемам образования уделяли внимание не только педагоги, но и философы, ученые, государственные деятели. Исследования таких крупных мыслителей как И. Кант, В. Гумбольдт, Г. Гегель, А. Дистервег, Ф. Фребель, И. Гербарт, И. Базедов способствовали не только перестройке школьного дела, но и формированию педагогики как научной отрасли знания. В теоретических трудах выдающихся педагогов Германии XIX в. И. Гербарта и А. Дистервега четко обозначились два направления в педагогике – авторитарное и гуманистическое, истоки которых уходят вглубь веков. Какие исторические события, происходившие в Германии, обусловили изменения школьной практики и теоретические исследования педагогов? В конце XVIII века Германия представляла собой отсталую в экономическом и политическом отношении страну. Она была раздроблена на многочисленные государства-княжества, в которых сохранялась система феодального землевладения, препятствующая развитию промышленности и торговли. В условиях господства феодальных отношений германская начальная школа сохраняла типичные черты средневековой школы, учителями в которой были священники или ремесленники. Кроме того, начиная с XVI в., в Германии существовала традиция конфессионального обучения, когда дети лютеран и католиков учились в отдельных школах, а преподавание осуществлялась учителями соответствующих вероисповеданий. Механическая зубрежка была характерна и для латинской школы (гимназии), в которой дети германских дворян и чиновников готовились к университету. Под влиянием идей французского просвещения в Германии начался подъем культурно-просветительского движения. Это период развития немецкой классической философии, представители которой (И. Кант, Ф. Шлейермахер, И. Фихте, Г. Гегель) разрабатывали вопросы диалектики как теории и метода познания действительности, расцвета литературы (И. Гете, Ф. Шиллер), возникновения педагогического течения филантропизма (И. Базедов и др.), ставившие в центр внимания человека. В 1806 г. происходит вторжение в Германию наполеоновских войск, что способствовало проведению в ней ряда буржуазных реформ, которые оказали положительное влияние на развитие ее производительных сил. Представители немецкого освободительного движения выступили против иноземцев под лозунгом объединения мелких и слабых германских земель в единое сильное государство. После разгрома наполеоновских войск идет процесс объединения Германии, формирования ее хозяйственного единства. Переход к фабричному производству, развитие крупной промышленности (увеличение добычи угля, строительство металлургических и оружейных заводов, шелковых и хлопчатобумажных фабрик, развитие пароходства и железных дорог) наиболее интенсивно происходит в Рейнской провинции. Прогрессивно настроенные государственные деятели Германии понимали, что достижение национального единства, политической и экономической самостоятельности страны, успех ее развития связаны с решением задачи воспитания гражданина, патриота, с организацией единого для всех жителей национального образования. Поэтому реформирование школьного дела было нацелено на создание единой для всех сословий системы образования с акцентом на общем образовании (а не на упражнении узко специальных навыков, как было раньше), призванном сформировать у учащихся гражданское, патриотическое сознание. Таким образом, в период реформ в центре внимания оказывается идея «общего образования», интересы развития личности, которая постепенно перестает рассматриваться только с точки зрения ее «полезности» для государства, а приобретает самостоятельное значение. Особый вклад в создание новой народной школы был внесен В. Гумбольдтом и В. Зюверном. Следует отметить, что облик педагогического движения Германии определяли последователи И.Г. Песталоцци. Однако замыслы реформаторов были осуществлены не в полной мере, народная школа начала XIX в. так и не стала начальным звеном единой образовательной структуры. Сложились фактически две независимые друг от друга системы образования: школа для народа и школа для детей буржуазии и земельных собственников. Важным моментом становления новой народной школы было создание в начале XIX в. новой системы подготовки народных учителей, которая складывалась под сильным влиянием идей И.Г. Песталоцци, представителей неогуманистической концепции общего образования. Обострение классовых противоречий, сопутствовавшее развитию капитализма в Германии, привело в середине 30-х годов к ряду революционных выступлений, которые были подавлены. После подавления революционных событий 1848-49 гг., в которых принимали участие и учителя, вновь наступает время реакции, что отразилось и на образовании. В эти периоды резко усиливается государственный контроль над начальной школой, из программы подготовки учителей исключаются педагогические дисциплины, религия вновь ставится в основу обучения, а высшей целью воспитания провозглашается послушание детей. Усиление государственного контроля, регламентация и стандартизация образования в средней школе привела к перегрузке и ухудшению здоровья учащихся, отсутствию способности к самостоятельному мышлению и творчеству, привычке подчинять каждый свой шаг воле начальства. Критическое отношение общества к гимназии в 30-40 гг. в конце XIX – начале XX в. переходит в неприятие гимназического обучения. Таким образом, потребности экономического развития, политической независимости, гражданского объединения Германии в единое сильное государство в первой половине XIX в. были связаны с необходимостью реформирования школьного образования (включая все его ступени) и разработки педагогической теории, соответствующей жизненным потребностям и основанной на современных достижениях философии, детской психологии, обобщении педагогического опыта. Решение этих проблем осуществлялось усилиями ряда талантливых педагогов Германии, среди которых особое место занимает Фридрих-Адольф-Вильгельм Дистервег.
|