Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просветительские реформы в I четверти XVIII в. и их значение.






XVIII век – переломный в истории отечественной педагогической мысли и школы. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны серьезными социально-экономическими изменениями: политическое лидерство – дворянство, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, трансформация чиновничьего аппарата, создание новой армии и т.д. В конце XVII- начале XVIII в. Россия пересматривает курс развития, равняясь на западный опыт, в том числе и в сфере образования. По сути происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. К началу правления Петра I (1672-1725 гг.) Россия во многом значительно отставала от стран Западной Европы, особенно в экономическом отношении, что могло привести к утрате национальной независимости. Это отставание усугублялось тем, что Россия не имела выхода к морю. Положение обострялось внутрироссийскими проблемами: борьба за власть, церковный раскол, общественно-политические распри. В к. XVII - н. XVIII в. Петр I проводит ряд реформ, направленных на укрепление государственного устройства, утверждение абсолютной монархии. Реформы были проведены во всех областях жизни. Была изменена система управления: вместо Боярской думы был создан Сенат, проведена губернская реформа, приказы заменены коллегиями. Создана регулярная армия и впервые в России появился флот, введена рекрутская повинность и обязательная служба для дворян.

В 1722 г принят законодательный акт «Табель о рангах», все должности, расписанные на 14 классов, делились на военные, гражданские и придворные, превращали всех служащих в мощный иерархический корпус, зависимый и подчиненный государю и государству.

Усиление армии и создание флота позволило России вести военные действия с Турцией, Швецией, в результате Россия получила выход к морю.

Началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внутренней и внешней торговли. Так, к 1725г в России было уже около 240 государственных и частных предприятий, среди которых особенно выделялись металлургические заводы. По выплавке металла Россия перегнала Англию и вошла в число передовых европейских стран. Значительно расширилось производство кожи, разных видов ткани. Россия стала вывозить промышленные товары: железо, медь, полотно. Началось строительство водоканальных систем для облегчения торговых операций. В 1703г на берегу Невы была заложена новая столица г. Санкт-Петербург.

Коренным образом изменилось положение церкви, Патриаршество было упразднено и учрежден Синод, тем самым Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превратив ее в послушное орудие. В обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Были намечены два пути создания секуляризации образования. Первый – переориентация церковных образовательных учреждений. Другой путь – учреждение государственных светских школ.

В период правления Петра I были проведены реформы в области просвещения, культуры:

- замена церковнославянского алфавита гражданским;

- издание первой газеты «Ведомости», положившей начало возникновению периодической печати;

- выпуск научной переводной и отечественной литературы;

- введение нового летоисчисления от рождества Христова (с 1700г.) и празднование нового гола 1 января;

- создание первого естественнонаучного музея- кунсткамеры (с немецкого - музей искусств и редкостей);

- открытие первой в стране обсерватории;

- открытие первой Публичной библиотеки;

- учреждение Академии наук;

- издание собственных российских учебных книг;

- выпуск руководства по правилам этикета «Юности честное зерцало».

Для осуществления реформ в области экономики, политики, организации армии и флота нужны были обученные национальные кадры. Для этого Петр I использовал два пути: подготовку специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной сети образования.

Европеизация отечественного просвещения выражалась в разных формах: обучение молодых специалистов за границей; приглашение ученых и учителей для ведения научно-педагогической деятельности; перевод «ученых пособий и умственных произведений» зарубежных авторов (в частности, книг Я. А. Коменского).

Оценивая явление европеизации в истории просвещения в России в ХVШ в. важно отметить прежде всего ценность культурного взаимообмена и обогащения. Передовые люди страны ориентировались на прогрессивное в социальном опыте западных стран, отстаивали идею самобытности и своеобразия русской действительности. Отрицательным являлось то, что распространяется среди дворянства низкопоклонство перед Западом.

В начале XVIII века появилась сеть государственных школ различных типов. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была открытая в 1701 году в Москве школа математических и навигацких наук, ставшая образцом для других школ. Директором школы назначили приглашенного из Абердинского университета (Англия) профессора Генри (Андрея Даниловича Фарварсона). Учебной деятельностью в новигацкой школе руководил крупный русский просветитель Леонтий Филиппович Магницкий.

В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и специальные дисциплины: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Это было первое ремесленное училище в Европе (В Германии подобное заведение откроется в 1708 г). Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа готовила специалистов различных профессий: моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, и мастеровых.

В школу принимали учащихся «добровольно хотящих, других же паче со принуждением».

Добровольно в учение шли главным образом разночинцы: дети дьяков, подьячих, церковнослужителей, посадских, солдат. По принуждению - дети дворян (недоросли), которые набирались в школу во время ежегодно проводившегося Петром I смотра дворянских детей. Детей крепостных крестьян в школу не принимали, так как считалось, что грамотность им не нужна.

Возраст для приема был установлен с 12 до 17 лет, принимали и старше, даже в 20 лет. В 1708 г. среди 200 учащихся дворянских детей было только 19%. Определенного срока обучения не было. Учащиеся жили либо при школе или на частных квартирах. Были введены кормовые деньги (по 3-5 алтын в день), которые позже стали называться стипендией. По указу 1701 г. за прогульные дни учащимся грозил большой денежный штраф - за первый день 5 рублей, за второй - 10 рублей и за каждый следующий по 15 рублей. Штраф взыскивался при помощи наказаний: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не внесут денег; у родителей, если они владели имуществом, производили конфискацию. За побег из школы грозила смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении из школы грозила каторга.

В 1715 г. старшие классы школы были переведены в Петербург и на их базе создана Морская академия, готовившая морских офицеров и кораблестроителей. Морская академия была военным училищем. Ее ученики были вооружены ружьями, несли караул, носили форменное обмундирование. Петром I был принят морской устав, который требовал высокой дисциплины и ответственности за порученное дело. Одно время гардемаринам запрещено было жениться «под страхом три года быть в каторжной работе», затем требование было несколько ослаблено «не позволять жениться ранее 25 лет».

В период царствования Петра I возникают и другие школы: артиллерийская, инженерная, хирургическая, разноязычная.

В 1714 г. была попытка создания цифирных школ- светских начальных школ общеобразовательных и общедоступных для детей всех сословий, кроме крепостных крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике, элементам алгебры и тригонометрии. Однако после смерти Петра I они были преобразованы в гарнизонные школы.

Кроме светских, в петровские времена возникли духовные школы: начальные архиерейские училища и духовные семинарии. Они были закрытыми учебными заведениями. Духовные школы представляли собой общеобразовательные учебные заведения гуманитарного типа, где изучали латинский язык, грамматику, логику или диалектику, риторику, физику, богословие. Из восьми лет обучения в семинарии лишь два последние года отводилось богословию.

После смерти Петра I в 1725 г., была открыта Санкт-Петербургская академия наук (инициатива ее создания принадлежала Петру I) с подчиненными ей университетом и гимназией. Гимназия имела два отделения - для дворян и разночинцев. Академическую гимназию следует считать первой в России светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого.

Просветительские реформы Петра I были прогрессивными:

1) П.Ф. Каптерев, изучая историю «русской педагогики», выделил несколько этапов в ее развитии. С древнейших времен до реформ Петра I – «церковная педагогика»; просветительские реформы Петра I положили начало «государственной педагогики»;

2) в стране была создана целая сеть государственных учебных заведений;

3) программа школьного образования была реальной, энциклопедической, знания давали необходимые в различных областях жизни;

4) готовили национальные кадры по различным специальностям;

5) школа была доступна не только для дворян, но и для детей разночинцев;

6) каждый тип учебного заведения предназначался для людей определенного сословия;

7) государственность, профессионализм и сословность – главные направления петровских реформ в области образования.

В то же время проведенные реформы носили:

1) классово-сословный характер, т.е. проводились в интересах господствующего класса дворян, основная масса населения - крепостные крестьяне не были допущены к обучению;

2) имели принудительный характер, когда казарма, канцелярия, школа одинаково являлись местом службы, где царила жестокая дисциплина.

При преемниках Петра I - Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне-петровские школы во II четверти XVIII в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений. С 1731 г. в России стали функционировать кадетские корпуса - закрытые учебные заведения; широко распространяется практика домашнего воспитания, появляются частные школы-«благородные» пансионы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.