Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактические принципы и правила
Решение задач развивающего обучения связано с реализацией дидактических правил, обоснование которых с позиций современной ему науки А. Дистервег дал в «Руководстве к образованию немецких учителей». Они представляют собой развитие и детализацию идей, высказанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци. Нетрудно проследить, что правила обучения базируются и вытекают из общедидактических принципов природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Принцип наглядности А. Дистервег обосновывает, руководствуясь философскими и психологическими представлениями о сущности процесса познания. Конкретное мышление ребенка требует от учителя в процессе обучения исходить из чувственно воспринимаемого, переходить к представлениям, а от них к понятиям. То есть от примеров А. Дистервег предлагает идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – к словам. Он рекомендует учителю использовать не только предметную наглядность, но и другие её формы (картины, воспоминания об увиденном и др.). Для детей 6-7 лет он разработал наглядные упражнения, в ходе которых учащиеся знакомились с предметами, находящимися в классе, с геометрическими телами, представителями растительного и животного мира, со строением человеческого тела, получали сведения о родном доме, селе или городе, его жителях, а также об огне, воде, земле, воздухе и др. Упражнения были связаны не только с описанием предметов и их назначения, но и сравнением, установлением различий, взаимосвязей друг с другом. Тем самым А. Дистервег приводил знания ребенка в систему, побуждал к осознанию чувственных представлений, учил наблюдать, развивал речь. Наглядность – непременное условие элементарного образования, при котором в изучаемом предмете выделяются наиболее понятные и конкретные для ребенка элементы, доступные его наблюдению или связанные с его прежними знаниями. А. Дистервег значительно углубил понимание элементарного обучения по сравнению с И. Песталоцци, отказался от формальных упражнений, развил основные положения о наглядности. А. Дистервег дал психологическое обоснование правилам, реализующим принцип наглядности в обучении, которые были сформулированы еще Я.А. Коменским. Правило идти в обучении от близкого к далекому требует исходить от доступного, известного ребенку, т.к. конкретное, чувственно воспринимаемое для него близко, а абстрактное – далеко. Правила от простого к сложному и от легкого к более трудному А. Дистервег связывает между собой. Конкретному мышлению ребенка доступно чувственно сложное, нежели логически – простое (общие понятия). Поэтому в обучении надо идти от простого в познавательном отношении. Ребенку легче усвоить целое, чем его часть, поэтому лучше сначала рассмотреть растение в целом, а затем его части, дать представление о животном вообще, а затем об отдельной породе животных. А. Дистервег показывает взаимосвязь всех правил и предостерегает от их формального применения. Так, реализация правила от известного к неизвестному предполагает, что, если для ребенка далекое и сложное является более известным, чем простое и близкое, следует начинать с него. Важное внимание уделяет А. Дистервег принципу сознательности усвоения знаний. Его показателем является умение ребенка четко и ясно изложить материал. «Кто действительно усвоил предмет, тот всегда найдет слова для его передачи». Поэтому требование к учителю: «Заставляй ученика правильно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением, логическим течением мыслей!» касается не только уроков родного языка, а всего школьного обучения. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей наиболее полно отражает реализацию принципа природосообразности в процессе обучения. Этот дидактический принцип требует соблюдения ряда правил. «Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего поколения», «никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить», «начинай обучение, исходя из уровня развития ученика и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно», «не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно». Итак, исходный пункт работы – установление уровня развития ученика, без которого невозможно осуществление данного принципа. А. Дистервег настаивает на том, что учитель должен досконально знать уровень развития и знаний учеников его возрастной группы и конкретного ученика. «Иначе ведь неизвестно, что следует предпослать, с чем нужно установить связь», учитель будет многоречив и пространен там, где он должен быть краток, и краток там, где следует быть обстоятельным», вместе с тем, уровень развития ученика определяет метод преподавания предмета. Зная уровень развития ребенка, психологические особенности процесса познания, педагог на каждом возрастном этапе будет способен организовать обучение так, чтобы дети постепенно и последовательно продвигались вперед, преодолевая посильные трудности. А. Дистервег считает, что мерилом для учителя всегда должен служить субъективный уровень развития учащегося. Преподаватель обязан считаться с индивидуальными различиями детской природы, чтобы содействовать ее развитию. «Одному ребенку легче дается отвлеченное мышление, другому доступно чувственное познание, третий схватывает истину скорее благодаря картине или рассказу; бывают умы теоретические и практические». Поэтому нельзя требовать от всех детей всего и в одинаковой мере. «От ребенка со слабой памятью нельзя требовать того, что выполняет другой с хорошей памятью. Кто одарен больше теоретическими, чем практическими задатками, делает больше успехов в теоретических, чем практических вещах, в чем его не следует упрекать». Используя общий для всех метод обучения, учитель должен найти пути к каждому ребенку, чтобы содействовать своеобразию его развития. «…что для одного ученика является непрерывным, для другого полно пропусков. У одного ноги карлика, у другого – великана; один продвигается комариными шагами, а другой – шагами слона, хотя природа никого не награждает сапогами-скороходами!». А. Дистервег дает целый ряд ценных дидактических правил по осуществлению принципа систематичности. Это указания, касающиеся связи последующего материала с предыдущим, а также повторения для закрепления знаний. Являясь сторонником предметной системы образования, А. Дистервег настаивает на установлении межпредметных связей, призывая учителя связывать родственные по содержанию предметы. Принцип основательности усвоения знаний в начальной школе, по мнению А. Дистервега, связан с выделением в процессе обучения основных элементов предмета, полного усвоения и понимания которых добивается учитель. Выдвигая правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, чего выучили», он подчеркивает значение повторения в обучении. Методически ценным является указание А. Дистервега о том, что при повторении не следует воспроизводить материл в прежней форме, необходимо вносить в него каждый раз что-то новое, способствуя еще большему осознанию его учащимися. Принципы и правила обучения, обоснованные А. Дистервегом, дидактически и методически были чрезвычайно полезны для учителей того времени, многие его рекомендации сохраняют свою ценность и для сегодняшнего дня.
|