Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Дистервег о требованиях к личности учителя и его профессиональной подготовке






Понимая педагогический процесс как взаимосвязанную деятельность воспитанника и педагога, в котором усилия последнего направлены на возбуждение природных задатков ребенка и стимулирование его самодеятельности, А. Дистервег огромное внимание уделял учителю. Разрабатывая идеи И.Г Песталоцци о развивающем методе обучения, он отмечал то, что самого по себе метода еще недостаточно для успешного развития ребенка. «Метод – не одежда, надевая и снимая которую, человек остается все тем же. Он воплощается в личности самого учителя, которой владеет предметом и знает природу своих учеников». Личность учителя в педагогическом процессе играет решающую роль. «Учитель для школы – это то, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину».

В «Руководстве к образованию немецких учителей» А. Дистервег объединил правила, касающиеся учителя, в особую группу. Требования к педагогу высоки, они включают в себя общечеловеческие и профессиональные качества.

Учитель должен в совершенстве владеть знанием своего предмета, «во всех его частях и во всем его объеме», быть методически подкованным, уметь тщательно подготовить и детально разработать каждый раздел и каждый урок своей дисциплины. Вместе с тем, А. Дистервег считал любовь учителя к детям и своей профессии важнее блестящего знания предмета. «Истинное, то есть никогда не исчезающее педагогическое рвение должно быть основано на любви к учительскому делу, к труду, направленному на развитие детского ума, так что учителю в большей или меньшей мере безразлично, чему он должен учить». Развивать же ребенка способен учитель, знающий физиологию, понимающий психологию, умеющий наблюдать и находить индивидуальный подход к каждому.

Учителю важно обладать независимым, самостоятельным мышлением, уметь отличать истину от педагогических догм. А. Дистервег считает, что «мало пользы думать за воспитателя. Только самостоятельное мышление, свободное от предрассудков, поможет делу. В предисловии к первому изданию своего «Руководства» он писал: «Поэтому не принимайте на веру ничего, что встретится в этом сочинении, исследуйте все, полемизируйте, исправляйте неправильное… продолжайте самостоятельно ваше образование».

Важным условием успешности профессиональной деятельности учителя А. Дистервег считает систематический самоанализ своей деятельности. Поэтому рекомендует записывать в особую тетрадь замечания, добавления, наблюдения, которые удалось сделать во время преподавания. Он призывает учителей к постоянным самостоятельным исследованиям, размышлениям над результатами своей работы.

Личностные качества, по мнению А. Дистервега, также играют значительную роль в его профессиональной деятельности. Он должен быть энергичным, принципиальным, справедливым, обладать высокими моральными и гражданскими качествами, силой воли. «Подобно тому, как твердая, сильная воля делает солдата героем, ученого – исследователем, …так и сила воли делает учителя человеком, пробуждающим жизнь, формирующим человеческий дух». Организованность, точность, добросовестное отношение педагога к делу, его поведение в школе и вне ее должны служить примером для детей.

Наличие у учителя развитых познавательных способностей, совершенного знания учебного материала «как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода его преподавания», а также твердой воли А. Дистервег называет «дидактической силой». Учитель, обладающий ею, действует возбуждающим образом на весь класс в целом и на каждого ученика в отдельности. «Он создает особый школьный дух в своем классе (дух коллектива)». Поэтому, заключает А. Дистервег, дидактическая сила учителя – это сила твердого характера.

А. Дистервег пишет о профессиональном самосознании учителя, о его особом мировоззрении, характеристиками которого являются следующие. Понимание учителем социального значения своей профессии, гордость ею, профессиональное достоинство. «Кто не сознает значения своей профессии, не ценит его высоко, тот немного сделает как учитель, т.е. не выполнит своего назначения учителя и человека, а следовательно не оправдает своего существования». Самосознание педагога проявляется в правильном отношении к ребенку и его родителям. Ребенок, его благо, его развитие – главное для учителя. «Ради них мы дышим, думаем, чувствуем. Они наши сыновья, наши дочери. Он (учитель) не командует детьми, он служит им». Подлинным А. Дистервег называет учителя, являющегося самым лучшим и верным другом родителей. «Он должен уметь переносить от них неуважение, непризнание, даже несправедливость». Уважение по отношению к начальству и ответное уважение с его стороны – тоже являются составляющими учительского самосознания. Как никогда актуально звучат слова А. Дистервега: «Чувствовать и сознавать себя учителем – это значит чувствовать и сознавать себя уважаемым членом общества». Нельзя не согласиться с А. Дистервегом, что уровень цивилизованности государства определяется его отношением к учителю. У него особая миссия, это должно понимать и ценить общество. А. Дистервег убежден, что успех работы педагога, а также «независимое существование человека, призванного к интеллектуальной деятельности», спокойствие и уверенность в себе зависят от достойной оплаты труда. Однако учитель должен помнить, что уважения заслуживает лишь честный, самоотверженный, высокопрофессиональный труд. Педагогическое самосознание учителя развивается только в профессиональной среде, среде истинных учителей. Поэтому А. Дистервег так много сил приложил для объединения педагогов в профессиональный союз. Он считал, что «…каждый учитель должен на себя смотреть как на звено большой цепи. Все должны считать себя солидарными в разрешении задачи народного образования». Самосознание педагога заключается в понимании необходимости и стремлении к профессиональному самосовершенствованию. Активная общественная позиция, желание учителя идти в ногу со временем – еще одна характеристика педагогического мировоззрения. Каждый учитель, по убеждению А. Дистервега, должен обладать гражданским самосознанием, «чувствовать себя немецким учителем, членом своей нации, воспитателем немецкой молодежи».

Одним из важных требований к учителю А. Дистервег считал непрерывное самообразование и самовоспитание, т.к. «невозможно дать другому того, чего не имеешь сам, и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным». Свое предназначение учитель выполнит только тогда, когда он будет воспитывать не только учеников, но и себя. А. Дистервег подчеркивает, что образование никогда не является завершенным, следовательно, педагог должен непрерывно работать над собой. Профессиональное самообразование учителя с точки его зрения должно включать систематическое изучение руководств и сочинений по преподаваемому учебному предмету, а также общепедагогических, дидактических, методических, логических, психологических и других трудов, «которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития». Особое внимание он уделял пополнению психологических знаний, называя психологию «духовным естествознанием», и изучению антропологии («светоча педагогики»). А. Дистервег настойчиво призывает учителя: «Работай постоянно над своим образованием: над общим – как человек и гражданин, над специальным – как учитель!».

Соответствие учителя требованиям к его профессиональным и личностным качествам определяется его образованием. Профессиональной подготовке учителя народной школы А. Дистервег отдал много сил и посвятил многие годы своей жизни. Он отвергал существовавшую в его время педагогическую подготовку, нацеленную на то, чтобы выдрессировать, вышколить учителя так, чтобы тот мог практически применять усвоенные догмы. Напротив, главной задачей профессионального образования он считал развитие самодеятельности педагога. Лучшим, по мнению А. Дистервега, является не то учебное заведение, из которого студенты выносят наибольшее количество практических навыков, а то, которое закладывает фундамент основательного образования и возбуждает стремление к дальнейшему продвижению вперед в течение всей жизни.

Учительская семинария по его проекту давала учителю общекультурную подготовку, развивала культурные интересы. В семинариях А. Дистервега студентам давалось широкое образование, в котором значительное место отводилось естествознанию. Большое внимание уделялось изучению физиологии, психологии, знание которых было необходимо для понимания основ воспитания и обучения. Основательно изучалась теория И.Г. Песталоцци, общие начала развивающего обучения.

А. Дистервег считал, что все обучение учителя народной школы должно быть построено на основе тесного единства теории и практики. При изучении того или иного предмета, семинарист должен овладеть и методом его преподавания. Поэтому подготовка будущих учителей включала их работу в опытной начальной школе, которую А. Дистервег рассматривал как фундамент семинарии.

А. Дистервег был убежден в том, что педагогическая подготовка должна пробудить в учителе стремление к науке, без которого «учитель элементарной школы попадет под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности». Без научных устремлений, по его мнению, деятельность педагога теряет одухотворенность, без которой все обучение превращается только в натаскивание и дрессировку. Как пишет А. Дистервег, такой учитель «деревенеет, каменеет, опускается».

Многие из идей А. Дистервега о профессиональной подготовке учителя, требованиях к его личности и деятельности не потеряли актуальности до сегодняшнего дня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.