Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные научные географические школы в СССР и СНГ, их вклад в развитие географии.




Н. Н. Баранский и Колосовский создали экономико-геогр шк. - изучали территориальные системы производительных сил (страны, эконом и пром районы, узлы). Использовали историч, пространственные, картографич подходы к исследованию. Они выделяли связь ТСЭС с окр геогр средой. Школу отличает конст-руктивность и рассмотрение с-м в свете их перспектив. В 1926 г. им был опубликован учебник «Экономическая география СССР, в основу которого были положены идеи экономических районов, энергопроизводственных комплексов и общественного территориального разделения труда. Баранский выступал за «географизацию» экономической географии, за тесное сотрудничество с физической географией. Баранскому было поручено составление учебников по физической и экономической географии. Под руководством Баранского сформировалось районное направление в экономической географии и была создана научная отрасль географии городов. Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, трудов по социально-экономической географии и экономической картографии. Основные работы. Колосовский один из создателей советской районной школы экономической географии. Колосовский ввел в научную практику такие понятия как энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект), разрабатывал теорию экономического районирования. Н. Н. Колосовский занимался составлением и обоснованием новой сетки экономического районирования страны. Колосовским были опубликованы исследования о развитии хозяйства Восточной Сибири и Дальнего Востока, о проблемах использования Сибирской магистрали, об экономическом развитии ряда сибирских регионов. Сырье чаще всего имеет природную основу, энергетические мощности развиваются на базе природных ресурсов, водоснабжение осуществляется из природных источников, выведение отходов производят в природные вместилища. Он ввел термин «районирование природной среды» вместо физико-географического районирования. Колосовский выделил 8 типов ЭПЦ (энерго-производственных циклов): пирометаллургический черных металлов, пирометаллургический черных и цветных металлов, нефте-энергохимический, гидроэнергопромышленный, цикл перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический, индустриально-аграрный, гидромелиоративный.

Биогеграфич шк. Сукачева-Сочавы В; Биогеографическая школа Сукачева—Сочавы ведет свое начало от докучаевской научной школы. Важную роль в формировании идей В. Н. Сукачева (1880—1967), в частности, сыграл Г. Ф. Морозов. Сукачев изучал системы растительности, находящиеся в непрерывном развитии и изменении, как спонтанном, так и под влиянием человеческой деятельности. Сукачев считал, что движущей силой биогеоценогенеза как процесса саморазвития являются не внешние, а внутренние противоречивые взаимодействия его компонентов. Классические труды В. Н. Сукачева «Растительные сообщества» (ряд изданий), «Руководство к исследованию типов лесов» (1930), «Основы лесной бпогеоцепо-логии» (1964). Многие идеи В. Н. Сукачева были развиты В. В | (1905-1978). В. Б. Сочава Б. Сочава разрабатывал принципы физико-географического районирования, теории ландшафтоведения, комплексного географического изучения таежных территорий. Сочава развивал структурно-динамическое направление в ландшафтоведении. Объекты такого исследования Сочава предложил называть геосистемами. Под географией Сочава понимал систему наук. Задача географии, по мне-нию Сочавы, «изучение структуры и динамики географической среды и разработка научных основ ее комплексного исследования. А Григорьев говорил, что необходимо изучать гео среду как целое, т. е. все элементы природы в их взаимодействии как звенья единой великой цепи ф-гео процесса. Занимался проблемами эк. геогр., район -м. Эк гео-наука об эк районах и об их взаимодействии. Основным объектом географии названа «географическая среда», в том числе преобразуемая деятельностью человека. Утверждению понятия «географическая оболочка» в географии и развитию науки об основах землеведения плодотворно способствовал С.В. Калесник. Калесник был одним из основоположников отечественной гляциологии. Опубликовал много работ по этой теме, среди них - «Общая гляциология» Им введены и развиты понятия о хионосфере, ледниковых коэффициентах, энергии оледенения, создана классификация ледников.Рассмотрению свойств географической оболочки посвящена книга Калесника «Общие географические закономерности Земли». Анатолий Григорьевич Исаченко - глава петербургской ландшафтно-географической школы, основанной академиком Л.С.Бергом и получившей широкое признание в мировой науке. Область научных интересов охватывает фундаментальные и прикладные аспекты географии, в особенности ландшафтоведения, а также проблемы тематического картографирования, природопользования, истории географических идей. А.Г. Исаченко принадлежат первые в стране научные руководства и вузовские учебники по ландшафтоведению. До сих пор не имеет аналогов капитальный труд «Развитие географических идей», выпущенный в 1971г. С конца XX в. А.Г.Исаченко развивает новое, эколого-географическое, направление в науке. Всего опубликовал более 400 научных работ, в том числе 33 монографии. Многолетний труд А.Г. Исаченко по классификации ландшафтов страны завершился выпуском Ландшафтной карты СССР в масштабе 1: 4 000 000.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.