Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о государстве






 

Философ рассматривает человека как «zoom politicon» – («общественное животное»), то есть не мыслит его вне общества, тем самым проблема одного человека уступает проблеме государства.

Основная цель политики – воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества, сделать их людьми, поступающими прекрасно, творить общее благо и справедливость. Но политик всегда должен иметь в виду, что человек подвержен страстям, человеческая природа вообще испорчена, а также этические добродетели, хотя и принадлежат всем, но не в равной степени: есть различия по возрасту, полу, социальному положению (господин – раб) и т.д.

Аристотель различает добродетели человека и гражданина. Последние ниже этических (а тем более интеллектуальных) и состоят в способности повиноваться властям и законам. При этом для способности властвовать нужны не столько законы, сколько добродетели человека, так что властвующий над людьми сам должен быть совершенным человеком.

Государство Аристотель рассматривает достаточно реалистически: по его мнению, государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми такими, каковы они есть, и прежде всего, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

Система политических взглядов изложена более богато и развернуто, чем у Платона. В его трудах можно найти описание около 420 существовавших в его время законодательных систем и государственных устройств. Он не замыкается на построении какого-то наилучшего государственного устройства, а рассматривает основные принципы функционирования государства, описывая при этом несколько типов как положительных, так и отрицательных государственных систем.

Изложим основные политические взгляды Аристотеля, которые обоснованы им в его работе «Политика».

· Он исходит из того, что государство есть политическое общение, которое возникает естественным путём для удовлетворения повседневных надобностей.

· Человек как политическое существо принадлежит не самому себе, а другому.

· По его мнению, в наилучшем государстве желательно, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим.

· Аристотель анализирует шесть форм государственного устройства: монархия (царская власть), аристократия (власть немногих профессиональных политиков) и полития (власть среднего класса). Эти формы правления он считает положительными. К отрицательным формам правления относит тиранию, олигархию и крайнюю демократию.

· Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.

· Государство, состоящее преимущественно из людей среднего достатка, будет иметь и наилучший государственный строй. Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан.

· Во всяком государственном устройстве должны быть три основные части: законосовещательный орган, государственные должности и судебные органы.

· Причиной возмущения в обществе является неравенство.

· Самым важным способом сохранения государственного строя является воспитание в духе соответствующего государственного устройства.

Особое внимание Аристотель уделяет риторике, как орудию политического искусства, и поэтому его трактат «Риторика» следует поместить в один ряд с «Политикой».

Итак, сделаем вывод: величие Аристотеля, как философа заключается в том, что он обобщил все знание античной философии, заложил основы многих наук – физики, математики, логики, философии, политики и т.д. Его философия оказала влияние на последующее развитие Западной мысли.

В эпоху средних веков его труды были переведены на латинский, сирийский, арабский, итальянский, французский, иврит, немецкий и английский языки. Восхищение Аристотелем было так велико, что во времена средневековья, оно граничило с идолопоклонством, а его труды становились интеллектуальным лучом, освещающим философский путь. Мыслитель, который любил наблюдать и размышлять, без сомнения не одобрил бы слепого поклонения ему как философу.

Творчество Аристотеля, как и других античных философов, представляет интерес еще и потому, что оно имело редкую возможность практически реализовать свои философские системы. Аристотель оказал влияние на императора Александра Македонского, был его учителем, он и его ученики предлагали законодательные системы для новых греческих городов и колоний. Можно только удивляться, как последовательно и естественно совпадали у Аристотеля философская теория и жизненная практика.

В XIX в. исследовательница жизни и творчества Аристотеля Е.Ф. Литвинова писала: «Жизнь Аристотеля напоминает судьбу греческой статуи: сначала ею любовались, потом изувечили и поставили на пьедестал, потом свергли вместе с пьедесталом в преисподнюю, где она долго лежала, затем опять вытащили на свет божий и снова начали поклонятся перед её вечной красотой».

В ХХ в. творчество Аристотеля стали рассматривать с учётом духовной эволюции философа – платонизм, метафизика, натурализм (эмпиризм).

На здании Национальной академии наук в Вашингтоне выбиты слова Аристотеля: «Искать истину и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком её постигнуть, ни полностью её не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».

До сих пор учёные пользуются методическим принципом Аристотеля: «Критик, покуда у него нет доказательства обратного, обязан признать правоту за документом, а не за самим собой».

В Англии существует Аристотелевское общество, которое уже опубликовало свыше 80 томов исследований этого философа.

Аристотель завершает классический период античной философии и наступает эпоха упадка и разложения греческой философии – эпоха эллинизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.