Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика Аристотеля






Учение о нравственности строится у Аристотеля на основе объективной телеологии (учение о целесообразности). Цель человека – благо, добродетель, признаком добродетели выступает чувство меры между двумя крайностями, добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и волевые – добродетели характера. Главными являются интеллектуальные – мудрость, разумная деятельность, которые приобретаются путём знания и опыта поколений. Счастье человека в доблести, природа даёт человеку возможность стать добродетелем, но она осуществляется в поступках человека. Человек отличается от животного тем, что имеет сознание о добре и зле, справедливом и несправедливом. Философ считает, что есть три стороны жизни – созерцательная, деятельная, усладительная, он отдаёт предпочтение созерцательной.

Общий принцип этики Аристотеля – средняя линия поведения (to meson – уметь правильно поступать). В хорошем нельзя видеть просто середину: выбору подлежит наилучшее из всего хорошего. Особое место занимает идея справедливости – справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом и есть забота об обществе. Этическую добродетель Аристотель определяет как середину двух пороков: избытка и недостатка какого-либо качества. Например, мужества – середина между трусостью (её недостатком) и безумной отвагой (её избытком), щедрость – между скупостью и расточительностью, негодование – между завистью и злорадством и т.д.

Таким образом, добродетель сама по себе не в разумной и не в страстной части души, а в соотношениях между ними, т.е. в том, чтобы разум господствовал над страстями. Поэтому поводу Аристотель справедливо замечает, что добродетель трудна, найти середину в чём бы то ни было трудно, поэтому-то нравственное совершенство нечто редкое похвальное, прекрасное. Движущей силой в человеческой деятельности выступает удовольствие, благо (высшее благо – счастье). У него благо – это не чувственное наслаждение, не богатство, не нажива, это не почести, а добродетельная деятельность, которая приносит высшее блаженство – мышление и познание. Блаженство – это то, что само по себе делает жизнь желанной, самоудовлетворенной, счастливой. Выдвигая тезис о том, что добродетели приобретаются в нравственных поступках, Аристотель считает, что любого человека можно сделать храбрым, справедливым, добродетельным. Это дело воспитателя, а им он видит государство и его законодателей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.