Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о государстве. В диалоге «государство» Платон создаёт идею идеального государства и прообраз человека






В диалоге «Государство» Платон создаёт идею идеального государства и прообраз человека. Исходя из трёх частей души, в государстве должно быть три сословия:

1) правители-философы (разумная часть);

2) стражи, воины (волевая часть);

3) ремесленники и земледельцы (вожделеющая часть).

Справедливость, по мнению Платона, состоит в том, «чтобы каждый имел своё и исполнял своё».

Он исходит из того, что многообразие потребностей человека невозможно удовлетворить в одиночку и это является побудительным мотивом для создания государства. Человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей. Потребности распадаются на три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе и соответствуют трём основным социальным функциям: приобретение и сохранение знания, активное общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для поддержания здорового образа жизни. Эти функции реализуются в учителе, воине и работнике. Каждый член общества обязан исполнять хотя бы одну из них. Они подчиняются естественной иерархии – политическое искусство должно направляться знанием, а производство – политическим искусством, имеющим в виду благо всего общества. Среди прикладных искусств важнейшим должно быть искусство поддержания здоровья – гигиена.

Самый опасный недуг для государства – разброд в умах и утрата главной цели, обрести которую можно лишь с помощью философии или религии. Когда ум парализован, руководство обществом принимают на себя нижестоящие инстанции, не способные к правильным решениям. Общество переполняют паразитические личности, не исполняющие необходимых общественных функций. Это ведёт к хаосу и в конечном счёте к тирании, последней стадии социального распада.

Ведущие посты в государстве люди должны занимать благодаря своим заслугам, а не по наследству. В числе радикальных реформ, намеченных в «Государстве», можно назвать следующие: право каждого ребёнка на образование и на занятие в будущем, при условии соответствующих способностей, самых высоких постов; право женщин на участие во всех видах общественной деятельности, в том числе и в управлении; искоренение во всём обществе как крайней нищеты, так и чрезмерного богатства; введение совместных трапез и общей собственности.

Платон опирается на свой точный, блестящий, бессмертный анализ смены политических систем. Он показывает кризис монархической и олигархической структуры, когда правит клика, группировка, партия, и кризис демократический. Он убежден, что когда начинает управлять толпа, не готовая к этому, не созревшая, очень легко находятся те, кто ее покупает, изображая из себя народолюбцев. Кстати, недаром в то время шли комические спектакли, где демос, народ, изображался в виде дурачка, которого все стараются соблазнить, перетянуть на свою сторону. И в конце концов, тот, кто изображает из себя самого большого народолюбца, постепенно захватывает власть над умами и легко манипулирует человеческим стадом. А потом толпа вдруг видит, что она полюбила чудовище, но уже поздно. Анализ этот очень актуален, вполне понятен и сегодня.

Нашел ли Платон ответ на вопрос: – как быть? – Да.

«Правящим нужна квалификация, нельзя доверить корабль человеку, который не имеет опыта вождения. Как можно доверять ему товары и жизни людей? Естественно, должен быть опытный кормчий. Тем более мы не можем отдать государство в руки человека, который не имеет достаточной подготовки». Для Платона такими людьми должны быть философы. «Если не будут царствовать философы или цари не будут философами, не будет конца бедствиям», т.е. нужны люди, обладающие высочайшей эрудицией и высочайшей способностью мыслить. И это правильно. Насмотревшись на буйство охлократии, т.е. разнузданной псевдодемократии, он проникся к ней отвращением. Известное изречение гласит: «Любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Согласно этому изречению, никто, даже философ не выдержал бы испытание властью. Но и у Платона властвующие философы становятся бесконтрольными хозяевами. В последней своей книги «Законы» полностью изменяет своему учителю Сократу. Увлекшись идеей умозрительного построения общества, Платон действительно приходит к тоталитаризму, к власти, которая вмешивается во все: сводит, разводит и размножает людей и контролирует каждый их шаг. Из этого идеального государства изгоняются поэты, инакомыслящие, философы. Если бы Сократ жил в этом государстве, его должны были бы во второй раз если не отравить, то изгнать. Любопытно, что в «Законах» Сократ уже вообще не появляется как персонаж, Платон от него отрекся. В попытке навязать миру свою идею идеального государства он терпит крушение.

В заключении скажем: Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Идеализм был до него лишь возможностью, заложенной в Логосе Гераклита, в числах Пифагора, в бытии и мышлении Парменида, в этическом понятии Сократа и др. Он был первым философом, который понял, что история философии – история борьбы двух видов философов, позднее названных материалистами и идеалистами.

Философия великого мыслителя, на протяжении многих столетий, была источником, питающим различные идеалистические учения, а его диалектика, пусть диалектика идей, была привлекательной для философии Ренессанса. О Платоне можно сказать: лучше умный идеалист, чем глупый материалист.

Платон оказал огромное влияние на всю историю восточной и западной философской мысли. Английский философ Уайтхед назвал всю историю западной философии лишь комментарием к Платону. На Платоновской философии строили своё богословие большинство Отцов церкви. Он вошёл и в классическую немецкую философию, и в русскую философию конца ХІХ начала ХХ веков начиная с В. Соловьёва. Платон первым сумел развить аргументацию, доказывающую полную реальность духовного. Познать сокровенное, невидимое, духовное, подлинную реальность возможно только разумом. В целом мыслитель плодотворнейшим образом возделывает проблемное поле философии, создавая оригинальную онтологию, гносеологию, этику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.