Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпикур и эпикурейцы






Выдающиеся представители эпикуреизма – Эпикур и Лукреций Кар. Это философское направление относиться к рубежу старой и новой эры. Их интересовали вопросы устроения комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. Во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве, они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между ними следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Он выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом.

Если у Демокрита, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов, то Эпикур решает вопрос иначе: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которое рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непомерное отклонение», поэтому они способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала возможность философу избежать идеи фатализма.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие – принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и созерцательным характером.

По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь с её началом и концом и есть наибольшее наслаждение. Душа мыслилась как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мыли, воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Нет в мире такой силы, которая могла помешать человеку жить по своим идеалам. Мир познаётся умом человеческим, а познание – основа человеческого счастья. Условие счастья – познание самого себя – своей души. Ни Боги, ни государство счастья не дают, счастье в самом человеке. (Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; Эпикур «Письмо к Менекею» с. 433).

Лукреций Кар – римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев. Он не отрицает существование Богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в мировых пространствах в блаженном покое. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция – не совсем то, что у Эпикура: они – не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы – это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.