Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Аристотеля






Совсем по иному пути пошёл ученик Платона Аристотель. Это был не мечтатель, не поэт это был гигантский ум.

Аристотель (ок. 384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 г. до н.э., умер в Халкиде в 322 г. до н.э. Почти двадцать лет учился в Академии Платона, покинув академию, он был воспитателем Александра Македонского. Благодарный ученик установил Аристотелю памятник со словами «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха мудрому божественному Аристотелю». Позднее Македонский писал: «Я чту Аристотеля на ровне со своим отцом – отцу обязан жизнью, Аристотелю, тем, что даёт ей цену».

Позднее Аристотель организовал философскую школу в Афинах, получившую название Ликей. Позже она получила название перепатетической, что значит школа прогуливающихся, поскольку Аристотель вёл занятие, гуляя по дорожкам этого парка.

О жизни Аристотеля мы можем узнать из его рукописей, в которых он обобщил все знания, известные в то время. Оставив их своему ученику Теофрасту и затем рукописи передавались от одного руководителя Ликея к другому. И лишь Андроник Родосский впервые взялся их опубликовать для широкой публики. Основной философский труд Аристотеля «Метафизика».

Широко распространённая легенда о серьёзных противоречиях между Аристотелем и Платоном не имеет под собой основания. Говорить об Аристотеле только как о критике Платона неверно, он критик не Платона, а платоников. Но сам Платон называл Аристотеля «полом» - жеребёнком. Почему? Жеребёнок досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон намекал, что Аристотель, получив основы знаний у него, открыл свою школу и стал явным противником своего учителя. Вспомним слова Аристотеля: «Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине».

У него стиль мышления – классический, не нуждается в образах и поэтому выражает свои мысли в форме чистой теории. Аристотель излагает мысль точно и кратко, так кратко, что порой даже нестерпимо.

Итак, рассмотрим философию Аристотеля, остановившись только на её принципе, изложенном в главном философском произведении – «Метафизике». Вся она посвящена одному: поиску и нахождению того, что само по себе для человека является высшей мудростью. Аристотель ищет такую мудрость, которая является не чьим-то личным достоянием, а наукой. Всё содержание метафизики, представляет собой определение предмета философии, которая является наукой о причинах и началах, «о сущем как таковом».

Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях, как самостоятельных сущностях, независимых от чувственных вещей. Он считает, что идеи – простые копии, двойники чувственных вещей и не отличаются от них по содержанию (например, идея человека).

Сделав идею вечной сущностью, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

Основная причина противоречий, в которой запутался Платон в своей теории идей состоит в абсолютном обособлении общего и единичного, противопоставлении их друг другу.

Если Платон абсолютно противопоставляет идеи и вещи, то Аристотель ставит своей задачей решить проблему их связи.

Он исходит из того, что реальным бытием обладает природа (материя). Она объективна, вечна, несотворима, неуничтожима, инертна и содержит в себе лишь возможность возникновения многообразия вещей. Эта сущность, по Аристотелю, способна к самостоятельному существованию. Что же делает возможным существование отдельной вещи? Ответом на этот вопрос является его учение о четырёх причинах, обусловливающих существование вещи. Их четыре:

1. Материальная.

2. Формальная (материя должна соединиться с формой). Форма – это структура, определяющая качество вещи (идея вещи).

3. Действующая или инструментальная причина.

4. Целевая. Цель ради которой создаётся вещь.

У Аристотеля форма – и стимул, и цель, и причина становления многообразия мира вещей. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир – это ряд форм, которые располагаются в порядке всё большего совершенства. Основным двигателем мира выступает Бог – это форма всех форм, вершина мироздания. Здесь всё причинно обусловлено – материя связана с формой, форма связана с движущей причиной, а движущая причина – с целевой. Наблюдается строгая иерархия всего сущего – от материи как возможности, к образованию единичных вещей, от неорганической природы к органической (растения, животный мир, человек и его общество).

Развитие сущего происходит в пространстве и во времени, в определённом отношении: сущность – это единство качества и количества, это определённое состояние, единство возможности и действительности, т.е. единство потенциального и актуального. Чтобы показать как материя и форма различаются между собой, Аристотель и вводит понятие потенциального и актуального. Любая развивающаяся вещь обладает естественной способностью к изменению (например, семя способно породить дерево). Способность реализуется – потенциальное становится актуальным. Таким образом, изменение и есть актуализация потенциальностей. Действительным для Аристотеля является то, что стремится к актуализации. В связи с этим он выделяет четыре типа изменений:

1) субстанциональные;

2) количественные;

3) качественные;

4) пространственные.

Все эти формы студентам предлагается проанализировать самостоятельно.

Всё бытие он классифицирует по четырём группам:

Бытие как категории – это роды или разряды бытия. Выделяется десять категорий: субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности отделена от других – что есть вещь? Выделяется два критерия сущности (познаваемое в понятии) и как отдельная вещь. Но в конце концов Аристотель идёт на компромисс и заявляет, что бытие это сущность вещи, суть бытия вещей, т.е. определение и единичная вещь слиты. Потенциальное и актуальное бытие, которые связаны друг с другом.

Бытие акциденций (случайное бытие) и бытие как истина, она принадлежит человеческому интеллекту.

Первые две группы бытия Аристотель относит к метафизике (материя, форма, и т.д.) Бытие как истину изучает логика (аналитика) – это орудие, которым пользуются все науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.