Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Платона об идеях






В отличие от Сократа, Платон живо интересовался метафизическими и космологическими вопросами, однако это вовсе не говорит о сколько-нибудь значительном расхождении между двумя мыслителями. Продумывая поставленные Сократом фундаментальные этические проблемы, а также ответы, к которым подводили рассуждения Сократа и сам его образ жизни, Платон уделяет все больше внимания проблемам мироздания.

Наш мир един, но сложен и, вероятно, включает множество вещей, о которых мы не имеем ни малейшего представления.

Он упорядочен, ему присуща неизменная структура.

Порядок мира образован формами, или структурами двух родов. Во-первых, существуют такие формы, которые присутствуют повсюду, в любой существующей вещи – это бытие, единое, благо, истина и красота.

Во-вторых, существуют особые формы различных составляющих мир вещей. В их число входят неживые вещи, например, камни и глина, а также растения, животные, люди и высшие существа. Все они, кроме последних, находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения. Поэтому каждая такая вещь представляет собой сложное единство или “смешение” двух составляющих – неопределенно-аморфного вещества, из котрого они возникают (“апейрон”, беспредельное), и той или иной формы, или структуры, определяющей, какого рода будет данная вещь (“перас” – предел). Чтобы эти две составляющие соединились, необходима действующая причина. Таким образом, Платон исходит из того, что мир по своей природе двойственен – видимый мир изменчивых предметов и невидимый – царство идеальных сущностей.

В умном месте “topos noetos», находится особый класс идей, своеобразной проекцией которых выступают общие понятия. Они объективны, чувственно не воспринимаемы постигаются только разумом, неподвластны никакому человеческому произволу. Идеи есть сущности вещей. Это не просто иной мир, он отличается как причина от следствия, оригинал от копии, как всеобщее неизменное от единичного, как духовное от телесного. Они противостоят друг другу в ценностном отношении. Мир идей божественен, совершенен, мудр и возвышается над неполноценным, призрачным миром чувственных объектов. Идея Платона не только всеобщее, род, начало, причина, но и образ, образец всего сущего. Идея всех идей – идея Блага. Она в мире идей, что солнце в чувственном мире. Идеи расположены в определённом иерархическом порядке. Например, идеи кошки и собаки подчинены идее четвероногого. Единичные вещи изменяются, значит существует идея единичного, которое позволяет ему оставаться самим собой. Бог имеет в себе образцы всех вещей и миров, которые он хочет создать.

С помощью диалектической триады – Единое – Ум – Мировая душа Платон выстроил концепцию, которая позволяет мир идей объединить и структурировать их вокруг бытия. Основа всякого бытия и всей действительности – Единое, тесно связанное и сливающаяся с Благом. Единое – Благо – трансцендентно – находится за пределами чувственного бытия. Это организующий принцип бытия, задаёт границы, определяет неопределённое, даёт им форму (массе вещей и элементов), сущность, порядок, совершенство, высшую ценность. Единое – есть принцип истинности и познаваемости ибо только то, что определено – познаваемо.

Вторая основа бытия – Ум – продолжение Блага, одно из способностей души. Ум не только рассуждение, но и интуитивное постижение сущности вещей. Ум есть жизнь только в придельном обобщении.

Третья основа бытия – Мировая душа, она выступает в качестве начала, объединяет мир идей с миром вещей. По мнению Платона число сотворённых Богом душ, соответствует числу звёзд, если бы души были смертны, то они бы давно исчезли. Души свободны в выборе жизни, совершив выбор, они пьют воду из Леты – реки забвения и вселяются в тела. В мифе «Федр» (летающая колесница) философ говорит, что душа – это колесница с двумя крылатыми лошадьми и возничим. Кони совершенны, двигаясь по небу, изучают мир идей. Кони разные: белые –стремятся к добру, истине, красоте; чёрные – трудноуправляемые, тянутся к низменным поступкам. Совершенная часть души – разум, призванный управлять этими крылатыми существами, не всегда справляется и тогда она падает вниз на десять тысяч лет в земную оболочку и переходит из одной жизни в другую. Души не равны:

1) души философов (разумная душа) стремится к возвышенному и вселяется в тело правителей;

2) волевая душа вселяется в стражей, воинов;

3) вожделеющая часть души – это души земледельцев и ремесленников.

Платон считает, что структура идеального мира помогает понять структуру чувственно воспринимаемого Космоса. Это не просто телесный космос, в нём общее соединено с единичным, а космическое – с человеческим. Бог сотворил космос «живое существо», наделённое душой и умом. Кроме верховного Бога, существует «небесный род богов», сотворённый из огненной стихии, т.е. небесные тела и солнце. Космос гармоничен и прекрасен живёт, дышит, он включает божественный Ум, мировую Душу и мировое Тело, венчает эту систему Бог, который пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому – более совершенны. Космос управляется силами, которые образуют общие закономерности. Миром управляет Разум – демиург.

«Почему Бог создаёт мир? Он добр, а добрый не желает другим ничего, кроме блага вот он и сделал лучшее, что мог» – отвечает Платон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.