Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы односоставных предложений.






Однос-ы предл-я предст-т собой ряд самост-х стр-но-семан-х типов предл-й, каждому из котор св-ны специфич-ие формы выраж-я ГЧ и часто определенные ВЧП, а тж своеобр-е в коммуник-м назначении и грамматич-й семантике.

Единства разновидн 1-сост преддл-й проявл-я в том что для полного словесного выраж-я мысли в них дост-но 1-го ГЧ. Поэтому на ур-не реализ-ии стр-ой схемы предл-я они явл-я полными. Основной массив 1-сост предл-й сост-т сказуймостные, с 1-м ГЧ – сказуемым, это опред-но, неопред-но, обощенно-личн, безличн и инфинитивные предл-я. Ориент-я сказ-го 1-сост сказуймостого предл-я на хар-ку предм-а речи без посредника (в виде подлеж-го) определ-т его семантич и стр-ые св-ва:

- сказ-е станов-я не только семантич-м, но и стр-м центром предл-я: сказ-е избирает такие ф-мы, котор могут выразить нужное предст-е о деятеле без называния его. Нр ф-ма 1-го лица или 2л мн.ч и ед.ч.(нр: Люблю грозу в начале мая. – это Я. Спой мне песню.), а 3л мн.ч как лицо неопред-ое (нр: В дверь звонят.). При этом сказ-е в 1-сост предл-ии имеет те же типы, что и в 2-сост-м, оно мб простым, сост-м глаг-м, сост сложн глаг-м именным.

Рассмотрим стр-но семантич-е типы 1-сост сказуемостных предл-й:

1. личные:

- опред-но личн предл-я, это предл-я обознач действие непоср-х участников речи: говорящего или группы лиц, собеседников. В сооттв-ии с этим сказ-е употребл-я в ф-ах 1л и 2л ед.ч наст-го или буд-го вр-и ихзъявит накл-я или повелит-го накл-я(нр: Расскажу(ем) тебе все при встрече. Расскажи(те) мне все при встрече.) по семантике близки к 2-сост предл-м выраженным мест-м 1-го и 2-го лица. Достаточность 1-го ГЧ обусл-на причинами чисто граммтич-ми, связанными с морфологич св-ми сказ-го, котор своими оконч-ми указ-т на вполне определ-е лицо. При отст-ии подлеж-го личное предл-е ост-я полным и оцен-ся как 1-сост-е. Не смотря на семант сходство с 2-сост-ми наблюд-я тенденция к разгранич-ю их употребл-я, нр в побудит предл преобл-т 1-сост-е констр-ии, исполнителя действия в них конкретиз-т обращение (нр: Ну, Витя перестань плакать и садись обедать). В повеств-х предл-х огранич-ы возм-ти в употребл-ии 1-сост-х не смотря на их информат-ю полноценность. 1-сост-е констр-ии чаще использ-я при

- неопред-личн, это 1-сост предл-я котор обозн-т действие без относит-но к действующему лицу (нр: Почту еще не приносили. Слушали его вним-но.), ГЧ в них(сказ-е) выраж-я в ф-ме 3л мн.ч в наст и буд-м времени, иили в прош вр-ни мн.ч, а тж сослагат-м накл-ии мн.ч. Изменене ГЧ затраг-т только время и наклон-ие, но лицо и число нет.(нр: Его назначают, назначили бы, назначат инжинером.). В отл-ии от ОЛП предст-т самост-й стр-но семант-й тип, не имеющий параллели. 1-составность присуще им органически, и саяз-а с основн особен-ю граматич-й семантики. Тк действие в них обозн-я без отности-о к конкр-му деятелю то они позв-т сосредот-ть все вним-е на хар-ре обознач-й деят-ти. В этом отнош-ии они резко отлич-я от тех 2-сост предл котор сод-ат лексически-неопредел-е обознач-я действ-х лиц (нр сравним: В зале смеялись; Несколько чел-к в зале смеялись.) Переключ-ю вним-я нередко способст-т что в их состав включ-я обстоят-ва места, котор подсказ-т возможных участников действия (нр: В редакции часто о нем говорили. Нас ждут дома.(родители) Мне с братом наняли репетитора (родители)). Глаг-ой ф-мой мн.ч. явл-я выразителем общей грамматич-й семант-ки, а невыразит-м - -множественности субъектов, она употр-я даже в том случ-е, когда реальным исполнителем явл-я 1-о лицо (нр: За стеной играют на рояле.) Важн-й особенностью явл-я то что с их пом-ю выраж-я только проявл-е человеч-й деят-ти в этом отнош-ии они противост безличн предл-ям (нр сравним: Его сшибли с ног.(НОЛП) Его сшибло с ног.(БЛП)). НЛП употр-я в тех случ-х когда указание на исполнителя действия оказ-я ненужным или даже невозм-м (нр: а во время войны плотину взорвали.). Употребл-е подлеж-го только сузило бы знач-е предл-я и изменило бы хар-ер информ-ии (Нр: Вызов ему еще не прислали. Вызов секретарь ему еще не прислал.). Семантика НОЛП отвлеченнее и шире, его употребл-е предпол-т, что за исполнителем стоит целая организация.

- обобщ-личн, при сохр-ии побудит знач-я, обощ-я коллект-го опыто (нр: На чужой каравай рот не разевой.). Личным предл-мя противоп-ы безличн-е. Они имеют и общие особенности в выраж-ии ГЧ. Главный член обобщенно – личных предложений выражается формой 2-го лица ед.ч. В отличие от определенно – личных предложений с той же формой в них никогда не говорится о конкретных действиях слушающего. С помощью форм 2-го лица ед.ч. в обобщенно – личных предложениях подчеркивается, что обобщаемые наблюдения касаются любого человека, если он сталкивается с определенными жизненными явлениями или ситуациями. Обобщенное значение синтаксического лица заключается в том, что высказывание, выраженное в обобщенно-личном предложении, соотнесено одновременно со всеми лицами. Наиболее специфическим компонентом грамматической семантики обобщенно-личных предложений, по мнению Е.С. Скобликовой, является значение личной причастности любого лица к наблюдениям, составляющим то или иное содержание. Обобщается в них жизненный опыт говорящего или усвоенный им коллективный опыт. Значение личной причастности обусловлено употреблением именно формы 2-го лица, которая сохраняет в них связь со своим основным значением и содержит как бы намек на то, что говорящий приглашает собеседника к совместным наблюдениям, к сопереживанию. В других типах с абстрактно-обобщающим содержанием – определенно-личных и неопределенно-личных предложениях (Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что имеем – не храним; Обещанного три года ждут и т.п.), как правило, пословичного характера, компонент личной причастности, как справедливо отмечает Е.С. Скобликова, отсутствует, наблюдается отстраненность от говорящего и собеседника, а обобщенность усиливается благодаря переносному значению, свойственному пословицам.

2.безличные (+ инфинитивные) Личным предл-мя противоп-ы безличн-е. Они имеют и общие особенности в выраж-ии ГЧ. Сказ-е в БЗЛП исп-ся в специфич-х безл-х ф-ах 3л ед.ч и Ср.р, нет парадигмы изменен-я по родам. К ним приспособл изъявит накл, сослагат-е накл-е Ср.р прош вр-я. Употребл-я как знаменат-е, так и связочн-е ф-мы, и страдат-ые прич-я тоже на О, внешне совпадающ-е слова категор сост-я (нр: Меня знобит. Вчера было холодно(ср.р). В приеме отказано.) Парадигмат-е измен-я сказ-го могут затраг-ть только накл-ие и время (нр: Ему следует, следовало бы подумать. А ф-мы лица, числа и рода неизмен-мы). Определяющ особен-ть грамат-й семантики – знач-ие стихийности, непроизвольности выраж-го действ-я или сост-я, независящ-го от воли субъекта, он не пассивный. (нр: Меня знобит. (испыт-т сост-ие)). Сост-е чел-ка или животного (мне не спится), сост-е окр-й среды (в квартире душно), сост-е к-л дел (плохо с учебой) и тд.

Другая семант-я особенность в том что употребл-м модели БЗЛП подчерк-я что приз-к не имеет прямой связи с к-л субъектом. Сравнение 2-сост-х и БЗЛП оттеняет семант-е особен-ти БЗЛП (нр: Пахнет пылью. Дороги пахли пылью.(в БЗЛП сказ-е выраж-т признак незамк-й неогран-й рамками определ-го субъекта). Границы проявл-я призн-а могут уточнять обстоява указ-щие на место и время проявл-я призн-а (нр: Днем душно бывает). Дополнг-ие котор могут обозн-ть лицо или предм-т по отнош-ю к котор имеет силу данный признак (нр: Спине было жарко. Больного тошнит.)

Стр-но семант разновид БЗЛП определ-я способом выраж-я сказ-го:

1)- это безл предл-я со сказ-м знаменат-и глаг-ом в безл-й ф-ме, это мб переходн-е глаг, выраж-ие действ стихийных сил направл-х на объект

- не переходн-е глаг-ы (нр: Вечерело.)

- преходн, неперех-е со знач-м сост-я болезненного живого сущ-ва, с безл-ми глагалами на –ся, со знач-м прибыванием в к-л сост-ии (нр: Спать не хочется. Мне не спалось. Мне хорошо работается)

2) со сказ-м выраж-м слов категор сост-я, они более универ-ны по своей семант-ке, это выраж-е сост-я окр-й среды или живого сущ-ва, это сот-е сказ-е (мб либло именным, или глаг-м сост-м сложным)

Если сказ-е явл-я сложным и категор сост прим-т инфин-в, то выраж-т оценку объект-х условий для осущ-я к-л действия, мб желательность, нежелат-ть (нр: Книгу можно взять в библ-ке. Скользко идти по льду.)

 

БИЛЕТ № 26. Осложненное предложение. Однородные члены, способы их связи и семантические отношения между ними. Однородные и неоднородные определения. Вопрос об однородных сказуемых.

В русской лингвистике сложилась традиция выделения осложненных предложений как особого класса простых предложений, в этот класс объединяются разнообразные построения, которые хар-ся монопридикативностью, но более сложной семантической и формальной организации.

Осложненные предложения – называются простые предложения с синтаксическим усложнением членов предложения или с дополнительными синтаксическими единицами, в соответствии с этим определение можно выделить 2 типа усложнения простого предложения:

1 - с синтаксическим усложнением членов предложения, к ним относят предложения с однородными членами и обособленными членами предложения; Н-р: мечтам и годамнет возврата – однородн. члены

2 - предложения с дополнительными синтаксическими единицами, к ним относятся предложения с:

- вводными (Бывало, писывала кровью она в альбомы нежных дев.)

- вставными компонентами (Так люди (1й каюсь я) а делать нечего, друзья. – вставка = предложению, но данное предложение по структуре явл. простым)

-с обращением (Причудницы большого света! Всех прежде вас оставил он.)

- именительным темы (Волшебный край! Там в стары годы блистал Фонвизин)

- междометным компонентом (Междометия п римыкают к вводным, но в отличии от них междометие выражают только ту или иную эмоцию. – Увы, на разные забавы, я много жизни погубил.)

Объединяет синт. единицы грамматическая изолированность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.