Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формальный показатель связи при согласовании флексия зависимого слова.






2. Управление – постановка зависимого слова в определенном падеже по отношению к главному: три березы, сообщая о встрече.

Слабое управление – связь между обоими словами необязательна, она не обусловлена лексико – грамматическими особенностями господствующего слова, как связь необходимая: солнце закатилось за лесом, работать в кабинете.

Сильное – между главным и зависимым словом существует необходимая связь, выражающаяся в том, что главное слово нуждается в распространении определенной падежной формы: спуститься по лестнице, нарушать тишину.

Причины формирования сильного управления между компонентами словосочетаний:

1 – информативная недостаточность главного слова – (он) человек партии

2 – обязательная направленность отношения главного слова – рецензировать книгу

3 – обязательная направленность отношения и информативная недостаточность главного слова - три березы

Управление бывает: присубстантивное: чтение книги, преадъективное: способный к музыке, приглагольное: писать пером, принаречное: ответил лучше меня.

Различаются управления:

- непосредственные (беспредложные): видеть картину

- посредственное (предложное): смотреть на картину.

3. Примыкание – связь неизменяемых зависимых слов с главным, осущ-ся по смыслу: дверь налево, приказ отступать.

Вид подчинительной связи, который выражается не изменением формы зависимого компонента, а лишь его местоположением, зависимой грамматической функцией и смыслом, т.к. в роли зависимого компонента употребляются неизменяемые слова (наречия, деепричастие, компоративы, неизменяемые прилагательные).

Зависимость подчиненного компонента от главного формально не выражается, это зависит только по смыслу.

Сильное примыкание – спуститься вниз.

Слабое примыканиеучиться охотно.

Типы цельных словосочетаний:

1 – с главным словом числительным – восемь дел, несколько яблок.

2 - с предлогом из и общим значением избирательности – трое из ребят, любой из нас.

3 - с предлогом с и общим значением совместности – брат с сестрой, хлеб с икрой.

4 - Словосочетание, состоящее из существительного типа с глазами…, лицами… роста… и определяющего их прилагательного - К ней подошел мужчина среднего роста.

 

 

БИЛЕТ № 22. Предложение как единица синтаксиса. Предикативность – основной грамматический признак предложения как мыслеобразующей единицы. Актуальное членение предложения. Структурно-семантические типы предложений.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Основным признаком предложения является наличие предикативности.

Синтаксическими категориями, реализующими предикативность, являются синтаксическая модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо.

Средства выражения грамматического значения предложения:

1 - только семантическая структура предложения – Снега.

2 - форма наклонения глагола, взаимодействующая с семантической структурой предложения и совпадающая с ней – Пошел бы снег.

3 - форма наклонения и времени глагола, взаимодействующая с семантической структурой предложения и не совпадающая с ней – завтра идем на каток

4 - форма наклонения и времени глагола, взаимодействующая с семантической структурой предложения и совпадающая с ней – Снег искрится.

5 - форма наклонения глагола, взаимодействующая с семантической структурой предложения и не совпадающая с ней – А тут и повалил снег.

 

Связь признака и предмета с действительностью осуществляется за счет синтаксической категории модальности.

Реальная модальность выражается синтаксической категорией изъявительного

наклонения посредством форм времени.

 

Модальность, выражающая отношение говорящего лица к высказыванию, называется субъективной.

 

Предикативность предложения включает объективную и субъективную модальность.

Членение предложения на тему и рему называется актуальным членением. Тема – предмет сообщения. Рема – то, что сообщается о теме, заключает в себя основное содержание сообщения. (Нр, Андрей поехал в Москву (рема)// В Москву поехал Андрей (рема).

 

В соответствии с аспектом выдел-ся след типы предложений: 1. По кол-ву предикативных ед-ц: простые, сложные. Простые включ одну предикативную ед-цу; сложные, состоящие не менее, чем из 2х син-х ед-ц.

2. По фу-ции (цели высказывания): однофункциональные (м/б простые и сложные). Повествовательные, коте выраж сообщение – формы изъяв накл или сослаг накл со знач-ем сообщ о возможном и желаемом факте (приятно осознавать, что в России самая прекрасная природа). Вопросительные (выраж вопрос; по способу выраж-я – вопросит интонация, сл, частицы; запрос о реальных, возможных фактах) (мы идем сегодня в кафе?). Побудительные (побуждение собеседника к свершению действия; по способу выраж-я – формы пов накл, или др формы в знач-и пов накл) (Пора вставать!).

Разнофункциональными м/б только сложные. Повеств-вопросит (Природа прекрасна, но зачем существуют комары?); пов-но-побудит (я тут на своем месте, а вы идите на свое!); побудительно-повествоват (Поклонись той земле, где родился и вырос); побудит-вопросит (Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана). 3. По эмоц-ной окрашенности: невосклиц, восклиц. Невоскл – эмоц-но неокрашенные, восклиц – эмоц-но окрашенные, акцентированные. У восклиц п-ний существуют спец-ные сред-ва выраж-я эмоциональности: 1)междометия (о, ах,)Нр: Ах, ты Русь моя – песня светлая, край березовый; 2) местоим и местоименные нареч в роли эмоц-но усилит частиц (что, за, ско-ко, какой, как)Нр: до чего же денек хорош!; 3) соединение междометий и местоимен-х слов. Нр: Ах, какая песня родом из Рязани; 4) Лексич-е повторы, метафорич-е обращения (Нет, никому на свете не отдала бы сердца я); 5) восклиц интонации. Иногда м/б единственным сред-вом при соответствующем лексич-м наполнении (я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. Маяковский). Восклиц и невосл м/б п-я разные по цели высказыв-я и повест и побудит, и вопросит. Простые, а т/ж воскл/невоскл сложные. Нр: Ч-ку нужна родина (простое, пов, невоскл). Жизнь, так благодарен тебе! (простое, пов, воскл). Светило солнце, и степь дымилась и блестела (сложное, пов, невоскл). Все остальные типы касаются ПП.

4.По наличию \ отсутствию средств выражения отрицания предложения делятся на утвердительные и отрицательные. В зависимости от отношения средств отрицания к сказуемому или любому другому члену предложения отрицательные предложения делятся на общеотрицательные (не со сказуемыми или отриц. сказуемое нет, невозможно, нельзя) и частноотрицательные (не с др. ЧП), (не он идет в школу).

 

Вопросительные предложения в соответствии со средствами выражения вопросительности делятся на местоименные (Какое сегодня число?) и неместоименные (Разве сегодня не суббота?): 1)без вопросит сл (при помощи интонации с повышением тона на центре вопроса – любой ЧП. Выдел-ся логически и интонационно. 2)при пом интонации и вопросит-й частицы (разве, ли, что ли). Ответ: да, нет.

5.По способности к син-кой членимости: членимые, нечленимые. Членимые – выдел-ся ЧП (я пришел к тебе с приветом). Нечленимые - не имеющие в своем составе не ГЧ ни ВЧ. Это м/б одно сл (Конечно! Увы!). Главн примета – отсутствие номинативного знач-я у сл, образующих их конструктивную основу. Три группы нечленимых п-й: 1)п-я, выраженные частицами; 2) модальными сл (конечно!); 3) междометными сл (Здравствуйте! Спасибо! Ура! Батюшки! Ерунда!). Могут выраж эмоц-ную окраску; волевую реакцию (цыц! Баста! Ай-да!); согласие/несогласие (Да! Нет! угу. Ладно Хорошо); модальную оценку чего-либо (наверно); контактно-устанавливающую фу-цию (пассивное вним-е)Нр: так. Вон как; формы вежливости, приветствия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.