Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для преподавателя






Учебный курс «Общая психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки будущих кадров и предназначена для овладения студентами системой теоретических знаний, практических навыков и умений психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих фундамент научно-гуманистического мировоззрения.

Психология изучается и усваивается не так, как другие науки. В отличие от других предметов школа системных психологических знаний не закладывает, и студенты в основном владеют только житейскими знаниями и понятиями, фрагментарными психологическими представлениями. Это, с одной стороны, облегчает обучение психологии, т. к. все-таки имеющийся запас житейских наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, а с другой, – затрудняет обучение в силу того, что преподавателю приходится преодолевать эти житейские, донаучные представления и понятия. У студентов первого курса возникает проблема ломки сложившихся у них житейских представлений (особенно в начале изучения курса), появляется " терминологический барьер", что отнюдь не всегда приводит к полному, верному пониманию и усвоению сообщаемых психологических знаний.

Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, ктому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально. И в своей будущей практической деятельности многое из того, что рассматривается в психологи, не в состоянии использовать. Почти типичной картиной на экзамене по психологии является то, что студент может четко давать определение различных психологических понятий, раскрывать их характеристики. Но стоит только предложить ему охарактеризовать особенности собственных психических процессов или свои индивидуально-психологические свойства – уверенность студента сменяется растерянностью, молчанием, недоумением или даже сомнением в наличии у него аналогичных психологических явлений. Из-за того, что в студенческие годы психологический материал кажется абстрактным, по окончании вуза выпускник спохватывается – проходил и сдавал психологию, а знаний почти не осталось. Подобные затруднения будут проявляться у студентов до тех пор, пока они сами не начнут осознавать себя конкретными представителями тех субъектов, личностей, о которых идет речь в курсах психологии, пока не научатся использовать собственную личность в качестве модели, " психологической лаборатории".

При изучении курса психологии студент имеет большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей (внимание, память, мышление, характер, способности и др.), но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.

Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей. Сложность обучения психологии усугубляется также отсутствием должного учебника, отвечающего современным требованиям

Преподаватели при организации самостоятельной работы:

- разрабатывают план СРС по учебному курсу;

- определяют объем учебного содержания и количество часов, отводимых на СРС;

- готовят пакет контрольно-измерительных материалов и определяют периодичности контроля;

- определяют систему индивидуальной работы со студентами:

- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работа, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

- информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;

- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений, навыкинаучного исследования;

- развивают навыки работы с учебниками и научной литературой;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы;

- осуществляют систематический контроль выполнения студентами графиков самостоятельной работы;

- проводят анализ и дают оценку выполненной самостоятельной работы.

Активизация самостоятельной работы студентов при проведении различных учебных занятий включает:

- обеспеченность тем и разделов учебной литературой ее доступность для всех обучающихся;

- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий;

- совершенствование системы текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговoй системы, компьютеризированного тестирования и др.);

- совершенствование методики проведения лекций, практических и лабораторных занятий и исследовательской работы студентов.

Одним из главных видов учебных занятий являются лекции. На лекции преподаватель дает студентам основы знаний по рассматриваемой теме, излагает ее структуру, дает методические рекомендации и конкретные задания по самостоятельной работе над темой.

На практических и лабораторных занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических и лабораторных занятий студент должен научиться диагностировать различные процессы, свойства и качества личности. В качестве текущего контроля на практических и лабораторных занятиях проводится опрос студентов, проверочные контрольные работы, тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, ответы на вопросы для самоконтроля, конспектирование и аннотирование литературы; составление рефератов или докладов; выполнение долговременных и творческих работ.

Проведение контрольных точек текущих аттестации осуществляется в форме коллоквиума и защиты творческого проекта.

Коллоквиум проводится по темам «Введение в психологию», «Личность в деятельности», для закрепления материала, изученного в данных разделах.

По окончанию изучения данной дисциплины студентам необходимо предоставить отчетную документацию: тетради с оформленными лекциями, практическими и лабораторными занятиями, всеми видами выполненных самостоятельных работ, долговременную работу.

Защита долговременных работ проводится публично, в присутствии студентов данной группы и всех желающих. Критерии оценки долговременной работы:

- актуальность темы исследования;

- четкость в постановке целей и задач исследования;

- новизна и оригинальность разработки;

- элементы научного исследования;

- возможность практического применения;

- использование внепрограммной литературы;

- оформление;

- умение автора защитить основные положения своего исследования;

- степень самостоятельности студента в работе над темой.

В процессе реализации дисциплины применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционные занятия (вводная лекция, лекция-информация с визуализацией, проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция-солекторство).

2. Практические занятия (семинар-дискуссия по актуальным проблемам психологии, семинар по студенческим презентациям Power Point, решение проблемных ситуаций в области психологии, решение психологических задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, деловые игры, ролевые игры, моделирование, проектирование).

3. Лабораторные занятия (проведение психодиагностических методик, тестов, решение психологических задач, решение тестовых заданий, проектирование, элементы социально-психологического тренинга, упражнения).

4. Самостоятельная работа (освоение теоретического материала, конспектирование, аннотирование, выполнение домашних заданий, научная работа (публичные выступления, написание тезисов, статей, научных работ, научных проектов), подготовка рефератов, докладов, презентаций, подготовка к текущему и рубежному контролю, выполнение творческого задания).

5. Внеаудиторная работа (встречи с учителями-предметниками, участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, тренингах, круглых столах, олимпиадах, конкурсах).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе составляет не менее 40% от всего объема аудиторных занятий.

Необходимость использования интерактивных технологий обучения при изучении дисциплины «Общая психология» основывается на их преимуществах, которые заключаются в том, что эти технологии:

- пробуждают у студентов интерес к дисциплине;

- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

- обращаются к чувствам каждого обучающегося;

- способствуют эффективному усвоению учебного материала;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

- формируют у обучающихся мнения и отношения;

- формируют жизненные навыки;

- способствуют изменению поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.