Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Глоссарий. Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила
Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.). Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык Компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности; Результаты обучения – освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении). Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции. Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся. Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Адаптация — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Акцентуация — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие, не выходящее за пределы нормы. Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным. Апатия — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности: Апперцепция — понятие, введенное немецким ученым Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В. Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов. Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом. Атрибуция — приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению. Атрибуция каузальная — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека. Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми. Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений. Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Большая группа — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п. Бред — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями. Валидность — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Вера — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами. Вербальный — относящийся к звуковой человеческой речи. Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Внутренняя речь — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Внушение — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении. Возбудимость — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени. Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. завершается формированием образа. Вытеснение — один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). под действием в. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания. Галлюцинации — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики. Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности. Генотип — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. Гипноз — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением. Грезы — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни. Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков. Групповая динамика — направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп. Деперсонализация (обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность. Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Детерминация — причинное обусловливание. Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения. Доминанта — преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. понятие д. введено а.ухтомским. Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Жизнедеятельность — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи. Забывание — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения. Задатки — предпосылки к развитию способностей. могут быть врожденными и приобретенными при жизни. Замещение (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность. Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм. Запоминание — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации. Знак — символ или объект, служащий заменителем другого объекта. Значение (слова, понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди. Зона потенциального (ближайшего) развития — возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Данное понятие введено Л.С. Выготским. Идентификация — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица. Иллюзии — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту. Импульсивность — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам. Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал. Инстинкт — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеллект — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян. Интеракция — взаимодействие. Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверсия является одной из базовых черт личности. Интроспекция — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач. Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. Ифантилизм — проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека. Испытуемый — человек, над которым проводятся научные психологические опыты. Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней. Когнитивная беспомощность - психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней. Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Коммуникации — контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. понятие к. введено А.Адлером. Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. Комплекс оживления — сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери. Конвергенция — сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства. Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. Конфликт внугриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями. Корреляция — математическое понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями. Коэффициент интеллектуального развития - числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека. Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую. Лабильность — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. л. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса. Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним. Лидерство — поведение лидера в малой группе. приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций. Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Локус контроля — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний локус контроля — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний локус контроля — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие введено американским психологом Ю. Роттером. Лонгитюдное исследование - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений. Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека. Мазохизм — самоунижение, самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом (см. внутренний локус контроля). м. — одно из главных понятий, используемых в типологии социальных характеров, предложенной немецко-американским ученым Э.Фроммом. Малая группа — небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом. Массовидные явления психики - социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, масса, группа, нация и т.п.). Массовидные явления психики включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др. Массовые коммуникации - средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.п. Меланхолик — человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов. Мечты — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.). Модальность — понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей. Мотив власти — устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими. Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотив достижения успеха - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта. Мотив избегания неудачи — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудачи — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. Мотивировка — разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине. Мышление — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. Навык — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Наглядно-действенное мышление - способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами. Наглядно-образное мышление - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними. Надежность — качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода. Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать. Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Напряженность — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки. Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Научение — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта. Невротизм — свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. Негативизм — демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. часто встречается у детей в период возрастных кризисов. Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга. Нормы социальные — принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Общение — обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Обыденное сознание — усредненный уровень сознания масс людей, составляющих данное общество. Обыденное сознание отличается от научного сознания невысокой достоверностью и точностью имеющихся в нем сведений. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации. Одаренность — наличие у человека задатков к развитию способностей. Ожидание — одно из основных понятий когнитивной психологии, выражающее способность предвосхищения человеком будущих событий. Онтогенез — процесс индивидуального развития организма или личности. Оперативная память — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Операция — система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели. Опредмечивание — диалектико-материалистическое понятие, обозначающее процесс и результат воплощения в предметах деятельности человека, составляющих материальную и духовную культуру, его же способностей. Опрос — метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей. Опросник личностный - метод исследования личности, основанный на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи психологические особенности подлежат изучению. Ориентировочная реакция (рефлекс) - реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов. Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории. Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их. Отражение — философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. в соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности. Отчуждение — процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным. Ощущение — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Память генетическая — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение. Память долговременная — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения. Память кратковременная — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Паника — массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий. Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела. Первичные данные — та информация об изучаемых явлениях, которая получается в начале исследования и подлежит дальнейшей обработке прежде, чем на ее основе можно будет сделать достоверные выводы об этих явлениях. Первичные эмоции — генотипически (см. генотип) обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие, неудовольствие, боль, страх, гнев и др. Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями. Персонализация — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. Перцептивный — относящийся к восприятию. Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу. Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений. Потребность — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Практическое мышление — вид мышления, направленного на решение практических задач. Предметность восприятия — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам. Предрассудок — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере. Предсознание — психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять. Представление — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления. Привыкание — прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям. Просоциальное поведение — поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо. Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психические процессы — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Раздражимость — способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды. Рассеянность — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. Реакция — ответ организма на какой-нибудь раздражитель. Релаксация — расслабление. Референтная группа — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. Рефлекс — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя. Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок. Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий. Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.). Самоактуализация — использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. стремление к личностному самосовершенствованию. с. как понятие введена в гуманистической психологии. Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Самосознание — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций. Свойства нервной системы человека - комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекрашения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы. Сензитивный период развития - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сенсибилизация — повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств (к примеру — увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей). Сенсорный — связанный с работой органов чувств. Сила нервной системы — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки. Символ — знак чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. Синестезия — способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения. Склонность — предрасположенность к чему-либо. Словесно-логическое мышление - вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения. Смысл личностный — значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. понятие смысл личностный введено А. Н.Леонтьевым. Совесть — понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм. Совесть характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития. Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Сопереживание — испытывание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей (см. также эмпатия). Соперничество — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти. Сосредоточенность — сконцентрированность внимания человека. Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. готовность поддержать и оказать помощь им. противоположно соперничеству. Сохранение — один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации. Социально-психологический тренинг - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни. Социальные ожидания — ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли. Социальный стереотип — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы: национальной, религиозной, культурной и т.п. Социометрия — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы. Сплоченность малой группы - психологическая характеристика единства членов малой группы. Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Стиль лидерства — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей. Стремление — желание и готовность действовать определенным образом. Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Субъективный — относящийся к человеку — субъекту. Схема мышления — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей. Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Творческое мышление — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Теория деятельности — психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности. Теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым. Тест — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества. Тестирование — процедура применения тестов на практике. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Узнавание — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. Умозаключение — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок. Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Утомление — состояние усталости, сопровождаемое— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты). Флегматик — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями. Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Характер — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Цензура — психоаналитическое понятие, обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания. Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Центральная нервная система - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. Центральный — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы. Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. Честолюбие — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих. Чувствительность — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. э. противоположна интроверсии. Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Эфферентный — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела. 11.2. Творческое задание «Самопознание личности» “Что нужно, чтобы жить с умом? Понять свою планиду! Найти себя в себе самом И не терять из виду” А.Твардовский. Проведите самопознание по следующим направлениям: I. Отношение к деятельности, составляющей содержание вашей жизни. Например, учебная деятельность (нравится или нет? в каких ситуациях получается " хорошо- плохо"?); эмоциональные барьеры в учении(почему усваивается " хорошо" или " плохо"?); неприятная ситуация в группе, не сложившиеся взаимоотношения с преподавателями? Необходимо выяснить свой индивидуальный стиль деятельности(медленно- быстро входите в работу; быстро устаете или нет; состояния вдохновения (когда бывают, при каком настроении?)
|