Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила






Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).

Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык - составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

Результаты обучения – освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении).

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции.

Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Адаптация — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

Акцентуация — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие, не выходящее за пределы нормы.

Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

Апатия — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:

Апперцепция — понятие, введенное немецким ученым Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В. Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.

Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция — приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

Атрибуция каузальная — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Большая группа — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

Бред — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями.

Валидность — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вера — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

Вербальный — относящийся к звуковой человеческой речи.

Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Внутренняя речь — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Внушение — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Возбудимость — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. завершается формированием образа.

Вытеснение — один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). под действием в. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.

Галлюцинации — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Генотип — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

Гипноз — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

Грезы — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

Групповая динамика — направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

Деперсонализация (обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминация — причинное обусловливание.

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.

Доминанта — преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. понятие д. введено а.ухтомским.

Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Жизнедеятельность — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.

Забывание — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения.

Задатки — предпосылки к развитию способностей. могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

Замещение (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

Запоминание — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

Знак — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Значение (слова, понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Зона потенциального (ближайшего) развития — возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Данное понятие введено Л.С. Выготским.

Идентификация — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Иллюзии — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.

Импульсивность — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инстинкт — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.

Интеракция — взаимодействие.

Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверсия является одной из базовых черт личности.

Интроспекция — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Ифантилизм — проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.

Испытуемый — человек, над которым проводятся научные психологические опыты.

Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Когнитивная беспомощность - психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.

Коммуникации — контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. понятие к. введено А.Адлером.

Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Комплекс оживления — сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.

Конвергенция — сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Конфликт внугриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями.

Корреляция — математическое понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями.

Коэффициент интеллектуального развития - числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.

Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

Лабильность — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. л. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

Лидерство — поведение лидера в малой группе. приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.

Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Локус контроля — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний локус контроля — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний локус контроля — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие введено американским психологом Ю. Роттером.

Лонгитюдное исследование - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

Мазохизм — самоунижение, самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом (см. внутренний локус контроля). м. — одно из главных понятий, используемых в типологии социальных характеров, предложенной немецко-американским ученым Э.Фроммом.

Малая группа — небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Массовидные явления психики - социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, масса, группа, нация и т.п.). Массовидные явления психики включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др.

Массовые коммуникации - средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.п.

Меланхолик — человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.

Мечты — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Модальность — понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

Мотив власти — устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотив достижения успеха - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудачи — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудачи — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Мотивировка — разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

Мышление — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Наглядно-действенное мышление - способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.

Наглядно-образное мышление - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.

Надежность — качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Напряженность — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Научение — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

Невротизм — свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

Негативизм — демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.

Нормы социальные — принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общение — обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Обыденное сознание — усредненный уровень сознания масс людей, составляющих данное общество. Обыденное сознание отличается от научного сознания невысокой достоверностью и точностью имеющихся в нем сведений.

Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации.

Одаренность — наличие у человека задатков к развитию способностей.

Ожидание — одно из основных понятий когнитивной психологии, выражающее способность предвосхищения человеком будущих событий.

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма или личности.

Оперативная память — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Операция — система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели.

Опредмечивание — диалектико-материалистическое понятие, обозначающее процесс и результат воплощения в предметах деятельности человека, составляющих материальную и духовную культуру, его же способностей.

Опрос — метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

Опросник личностный - метод исследования личности, основанный на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи психологические особенности подлежат изучению.

Ориентировочная реакция (рефлекс) - реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

Отражение — философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. в соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.

Отчуждение — процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным.

Ощущение — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Память генетическая — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

Память долговременная — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

Память кратковременная — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Паника — массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.

Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Первичные данные — та информация об изучаемых явлениях, которая получается в начале исследования и подлежит дальнейшей обработке прежде, чем на ее основе можно будет сделать достоверные выводы об этих явлениях.

Первичные эмоции — генотипически (см. генотип) обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие, неудовольствие, боль, страх, гнев и др.

Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Персонализация — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Перцептивный — относящийся к восприятию.

Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребность — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Практическое мышление — вид мышления, направленного на решение практических задач.

Предметность восприятия — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

Предрассудок — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

Предсознание — психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять.

Представление — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Привыкание — прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель.

Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Просоциальное поведение — поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо.

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

Психические процессы — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Раздражимость — способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды.

Рассеянность — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Реакция — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

Релаксация — расслабление.

Референтная группа — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Рефлекс — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

Самоактуализация — использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. стремление к личностному самосовершенствованию. с. как понятие введена в гуманистической психологии.

Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Самосознание — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций.

Свойства нервной системы человека - комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекрашения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.

Сензитивный период развития - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сенсибилизация — повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств (к примеру — увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей).

Сенсорный — связанный с работой органов чувств.

Сила нервной системы — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.

Символ — знак чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.

Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Синестезия — способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения.

Склонность — предрасположенность к чему-либо.

Словесно-логическое мышление - вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

Смысл личностный — значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. понятие смысл личностный введено А. Н.Леонтьевым.

Совесть — понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм. Совесть характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сопереживание — испытывание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей (см. также эмпатия).

Соперничество — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Сосредоточенность — сконцентрированность внимания человека.

Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. готовность поддержать и оказать помощь им. противоположно соперничеству.

Сохранение — один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации.

Социально-психологический тренинг - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.

Социальные ожидания — ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

Социальный стереотип — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы: национальной, религиозной, культурной и т.п.

Социометрия — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.

Сплоченность малой группы - психологическая характеристика единства членов малой группы.

Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Стиль лидерства — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Субъективный — относящийся к человеку — субъекту.

Схема мышления — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Творческое мышление — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Теория деятельности — психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности. Теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым.

Тест — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

Тестирование — процедура применения тестов на практике.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Узнавание — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Умозаключение — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.

Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Утомление — состояние усталости, сопровождаемое— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).

Флегматик — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями.

Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Характер — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Цензура — психоаналитическое понятие, обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания.

Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Центральная нервная система - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

Центральный — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы.

Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

Честолюбие — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Чувствительность — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. э. противоположна интроверсии.

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Эфферентный — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

11.2. Творческое задание «Самопознание личности»

“Что нужно, чтобы жить с умом?

Понять свою планиду!

Найти себя в себе самом

И не терять из виду”

А.Твардовский.

Проведите самопознание по следующим направлениям:

I. Отношение к деятельности, составляющей содержание вашей жизни.

Например, учебная деятельность (нравится или нет? в каких ситуациях получается " хорошо- плохо"?); эмоциональные барьеры в учении(почему усваивается " хорошо" или " плохо"?); неприятная ситуация в группе, не сложившиеся взаимоотношения с преподавателями? Необходимо выяснить свой индивидуальный стиль деятельности(медленно- быстро входите в работу; быстро устаете или нет; состояния вдохновения (когда бывают, при каком настроении?)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.