Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Познавательные процессы






Тема 3.1. Ощущение и восприятие

1. Общее понятие об ощущениях и восприятии.

2. Классификация ощущений и восприятий.

3. Свойства ощущений и восприятия.

4. Закономерности ощущений.

5. Сложные формы восприятий.

Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Связь с эмоциями. Сенсорная изоляция и ее влияние на человека. Понятия о рецепторах, анализаторах, модальности ощущений, межанализаторных связях и межмодальных ощущениях. Физиологические основы ощущений. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Классификация ощущений. Виды ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Закономерности ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютная чувствительность. Нижний и верхний пороги абсолютной чувствительности. Разностный порог чувствительности (чувствительность к различению). Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация как изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Негативная и позитивная адаптация. Взаимодействие ощущений. Синестезия. Сенсибилизация как повышение чувствительности. Два типа сенсибилизации: компенсаторная и профессиональная. Контраст ощущений. Индивидуальные особенности ощущений (чувствительность, выраженность ведущей афферентации).

Общее представление о восприятии. Проблема соотношения ощущений и восприятия, их различия. Предметность образа, раскрывающаяся в его свойствах. Основные свойства перцептивных образов: предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция, соотношение фигуры и фона. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость.

Восприятие и деятельность. Проблема распознавания образов, основные подходы: принцип перцептивной организации; сравнение с эталоном; распознавание по прототипу; подетальный анализ. Факторы, определяющие адекватность восприятия: двигательная активность (микро и макро движения), необходимое количество информации, обратная связь. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движения. Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Восприятие времени. Факторы, определяющие его восприятие. Восприятие человека человеком. Наблюдение как целенаправленное восприятие, его развитие в процессе обучения. Индивидуальные различия в восприятии.

Тема 3.2. Память

1. Физиологические основы памяти (психологические теории памяти).

2. Классификация видов памяти.

3. Процессы памяти.

4. Методы тренировки, совершенствования памяти. Мнемонические приёмы запоминания.

Общее представление о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Память и научение. Основные факты и закономерности психологии памяти. Классификация видов памяти. По содержанию отражаемого материала: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. По длительности сохранения информации: долговременная, кратковременная и оперативная. Процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Виды запоминания: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание. Возрастные особенности памяти. Развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей (А. Н. Леонтьев).

Исследование непроизвольного запоминания (П. И. Зинченко) Непроизвольная и произвольная память. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания. Сохранение и забывание. Кривая забывания Г. Эббингауза. Виды воспроизведения: узнавание, припоминание, воспроизведение.

Индивидуальные различия памяти. Развитие и тренировка памяти. Случаи феноменальной памяти (А. Р. Лурия). Мнемотехнические приемы запоминания.

Тема 3.3. Мышление и речь

1. Понятие о мышлении.

2. Связь мышления с речью.

3. Виды мышления.

4. Мыслительные операции.

5. Логические формы мышления.

6. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека

Роль и место мышления в человеческом познании. Мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Физиологические основы мышления. Связь мышления с речью. Функции речи. Виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Формы внешней речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая. Психологические основы овладения устной и письменной речью.

Классификация мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Творческое мышление, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития. Индивидуальные особенности мышления.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Логические формы мышления: понятие, представление, суждение, умозаключение. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека.

Тема 3.4. Воображение

1. Общее понятие о воображении.

2. Физиологические основы воображения.

3. Виды воображения.

4. Приемы воображения.

5. Связь воображения с действительностью.

Понятие о воображении. Отличие образов-представлений от образов-восприятий. Типы образов воображения. Место воображения в системе познавательных процессов человека. Функции воображения. Роль воображения в практической деятельности. Значение воображения для эффективного выполнения определенных видов деятельности. Виды воображения. Пассивное воображение (преднамеренное и непреднамеренное) как замена реальной деятельности, как воображение, не связанное с волей. Активное воображение: воссоздающее (на основе условного изображения, описания) и творческое (создание новых образов). Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Воображение и творческое мышление. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Творческая личность. Методы стимуляции творческого воображения, их связь с механизмами воображения. Управление процессом решения творческих задач. Методы организации творческого процесса: свободное ассоциирование; «мозговой штурм» (А. Осборн), синектика (Дж. Гордон); коллективная мыследеятельность (Г. П. Щедровицкий). Связь воображения с действительностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.