Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Введение в психологию.






Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии.

1. Общее понятие о психологии и ее предмете.

2. Задачи, принципы и структура современной психологии.

3. Методы в психологии

Общее понятие психологии как науки. Связь житейской и научной психологии. Отличие житейских психологических знаний от научных. Место психологии в системе наук. Психология как система развивающихся наук. Взаимосвязь общей психологии с другими науками. Основные теоретические и практические задачи. Основные методологические принципы научной психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, личности как активного субъекта жизни и деятельности. Системный подход в психологии.

Основные отрасли психологии. Проблема человека в психологии Предмет изучения психологии. Задачи психологии на современном этапе. Принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Основные разделы современной психологии.

Проблема метода исследования в психологии. Классификация и сравнительная характеристика основных методов исследования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Интроспекция как особый метод изучения психических явлений. Наблюдение, его виды и требования к его организации при проведении исследования. Экспериментальный метод в психологии. Лабораторный, естественный и другие виды эксперимента. Тесты и основные проблемы, связанные с их применением. Типы и виды опроса. Моделирование в психологии. Методы организации исследования. Этапы психологического исследования.

Тема 1.2. Этапы развития психологии.

1. Зарождение психологии как науки.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Психологические теории и направления.

4. Основные психологические школы.

5. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии: понятие предмета и объекта науки. Философский этап в развитии психологии. Душа как предмет психологического исследования. Основные учения древних философов. Идеалистическое или материалистическое понимание души (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

Психология как наука о сознании (Р.Декарт, Б. Спиноза, У. Джемс, В.Вундт). В. Вундт как основатель научной школы психологии (теория элементов сознания). Метод интроспекции. Введение экспериментального метода в практику психологических исследований.

Поведение как предмет психологического изучения в бихевиоризме (Дж. Уотсон). Роль естественнонаучного знания в развитии психологии. Объективный характер поведения. Эволюция бихевиоризма: бихевиоризм и необихевиоризм. Принцип оперантного обусловливания Б. Скиннера. Теория социального научения А. Бандуры.

Бессознательное как предмет изучения в психоанализе (З. Фрейд). Бессознательное, внутренние конфликты личности, роль детства в психическом развитии человека как основные положения теоретиков психоаналитического направления. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Основные школы психоанализа. Аналитическая психология К.-Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Теория культурно-философской психопатологии К. Хорни, Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Самоактуализирующаяся личность как предмет психологического изучения в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт). Основные положения гуманистической психологии.

Познавательные процессы как предмет психологического изучения в когнитивной психологии (У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Келли).

Целостность психики как предмет психологического изучения в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин).

Современное состояние ведущих направлений психологической науки и их связь с практикой.

Тема 1.3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

1. Проблема и природа психического.

2. Развитие психики в животном мире.

3. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания человека.

4. Структурные компоненты сознания.

Психика человека как предмет системного исследования. Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Особенности психического отражения. Возникновение нервной системы и ее роль в дальнейшем развитии психики. Материалистический и идеалистический подходы к решению вопроса об основном механизме развития психики. А. Н. Леонтьев об объективном критерии психики.

Становление низших форм поведения и психики. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву, К. Э. Фабри): сенсорная, перцептивная, интеллектуальная. Их характеристика. Практическая деятельность и двигательная активность как факторы, определяющие уровни развития психики и поведения животных. Интеллектуальное поведение высших животных. Возможности и ограничения интеллектуального поведения. Сравнение психики человека и животных. Развитие высших психических функций у человека. Деятельность и общение как источники познавательного и личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности. Развитие психики человека в фило- и онтогенезе. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания человека. Структурные компоненты сознания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.