Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы формирования словаря на начальном этапе обучения.






По мере речевого развития детей уже знакомый, а также новый речевой материал используется в разных видах речевой деятельности. слова и фразы снег, снег идет, холодно дети ясельной группы воспринимают слухо-зрительно, глобально прочитывают слова на табличках и повторяют их сопряженно-отраженно за педагогом, в то время как воспитанники младшей наряду с проговариванием могут сложить слово снег из букв разрезной азбуки с опорой на табличку. Это, во-первых, обиходно-разговорная лексика, необходимая для удовлетворения потребностей ребенка в быту, а также связанная с организацией занятий, которая употребляется на разных этапах занятий. На начальном этапе обучения используются слова и фразы: Встаньте, сядьте, будем играть, говорить... заниматься, идите в группу, смотрите, слушайте, не мешай, верно, неверно, молодец и др.

Во-вторых, это речевой материал, связанный с тематикой занятий, определяющий его содержательную частьВ первую очередь в словарь включаются слова, обозначающие предметы, явления, действия, с которыми ребенок каждый день сталкивается в быту и которые многократно повторяются. тема «Одежда», педагог включает названия используемой одежды и действия с ней (надень или сними платье, кофту, штаны, куртку, шапку...).

При отборе лексики к различным темам педагог включает в словарь различные грамматические категории, использование которых необходимо в ситуации общения по данной теме.Наряду с существительными по различным темам в словарь необходимо включать глаголы уже при организации первых занятий. Обучение пониманию и использованию глаголов необходимо для формирования фразовой речи. В противном случае даже достаточно большой предметный словарь не сможет обеспечить речевое общение. В зависимости от тематики и коммуникативной ситуации в словарь детей включаются прилагательные, характеризующие величину, цвет, вкус предметов, наречия (верно, неверно, правильно, вкусно...), местоимения (ты, я, твой...), вопросы и вопросительные слова (кто это? что это? чей?...) и другие категории, необходимые для организации общения.В зависимости от этапа обучения и темы это могут быть слова, обозначающие противоположные по значению действия или свойства; слова, обозначающие части целого, слова с родовым значением. Например, может быть запланировано использование словосочетаний со словами наденьте-снимите (аппараты), встаньте—сядьте, хорошо—плохо, да—нет, большой—маленький и др. На втором году обучения смысловые связи слов расширяются. Уточняются значения некоторых слов, объединенных видо-родовыми отношениями и отражающими в своем значении более высокую степень обобщения (яблоко, груша, банан... — фрукты). Педагоги предлагают и некоторые слова, связанные синонимическими отношениям (дети, ребята).

Для того, чтобы предлагаемый словарный материал мог использоваться в общении, сурдопедагогу необходимо определить, в каких речевых конструкциях будут использоваться слова, т. е. заранее предусмотреть сочетаемость слов, уточнить синтагматические связи. В рамках существующего подхода к развитию речи дошкольников с нарушениями слуха значения слов уточняются и конкретизируются в структуре высказываний. Поэтому педагог определяет речевые конструкции, выделяет слова, значения которых необходимо раскрыть, а затем снова включает слово в простые по структуре и содержанию высказывания. Например, познакомив детей со словами чашка, тарелка, педагог использует их в предложениях (Возьми чашку. Поставь тарелку). На первых порах это достаточно простые побудительные конструкции с глаголами дай, на, возьми, постепенно в зависимости от ситуации это могут быть и другие побуждения (убери ложку), сообщения (ложка упала), вопросы (где ложка?), отрицания (нет ложки).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.