Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция истории






В многочисленных авторских отступлениях автор размышляет о том, что такое история, какие силы оказывают решающее влияние на исторический процесс, каковы причины исторических событий? Полемизируя с историками разных лет и эпох, Толстой приходит к выводу о том, что жизнь человечества не зависит от воли исторических деятелей, даже если они обладают огромной властью.

Жизнь человечества, в его понимании, - стихийная. Она складывается из взаимодействия частных и общих интересов, желаний и намерений миллионов людей. Исторический процесс – это их всеобщая стихийная деятельность: историю делают не исторические личности, а массы, руководимые общими, часто неосознанными, интересами. Писатель подробно говорит о том, что любое историческое событие – это результат совпадения множества причин. Объяснять его поступками «великих людей» - значит упрощать реальность.

Толстой не соглашается с тем мнением, что крупные исторические деятели пользуются большей свободой в своих действиях, чем простые люди, и поэтому имеют больше возможностей влиять на ход истории. В отношении власти Толстой придерживался мнения, что это такое отношение человека к другим участникам исторического процесса, когда лицо, наделенное властью, выражает «сумму мнений, предположений». Таким образом, общественный деятель, по Толстому, - это носитель общих тенденций, стихийно складывающихся в обществе.

Власть, считает Толстой, делает человека несвободным, предопределяет его действия: «Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевидней предопределенность и неизбежность каждого его поступка».

Толстой решает вопрос о случайном и закономерном в истории. В этих суждения Толстой проявляет себя как фаталист. Все происходящее с человечеством, по его мнению, неумолимый закон исторической необходимости. Только в частной жизни человек по-настоящему свободен и несет в полной мере ответственность за свои поступки. Человеческий разум не способен влиять на ход истории. Значит эффективной является бессознательная историческая деятельность людей. Решающий аргумент Толстого здесь – это тот факт, что в войне 1812 года мало кто из людей сражался за ход истории – людей интересовали их личные проблемы: голод, холод, забота о близких.

Толстого волновала не столько военно-политическая сторона истории, сколько ее нравственно-психологический смысл.

Исторические события 1805-1807 годов не затрагивали, по мнению писателя, интересов большей части русских людей, значит, - это результат политических игр и военных амбиций. Военные союзы - это лицемерные попытки скрыть неприязнь и истинные намерения.

Особенно интересны картины Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. В оборонительном Шенграбенском сражении боевой дух солдат Багратиона очень высок. Солдаты сражались ради своих близких. Решающую роль в нем сыграли батарея капитана Тушина и рота Тимохина. Рядовые участники истории взяли инициативу в свои руки и изменили ее ход. Смысл же Аустерлицкого сражения солдатам был непонятен, поэтому битва была проиграна.

В 1812 году акценты сместились. Война приобрела статус Отечественной, то есть близкой и понятной каждому. В нее включились даже невоенные люди. Все сражения происходили с нарушением приказов, и поэтому выигрывались. То есть в очередной раз Толстой указывает на роль случая, а не личности в истории. Солдаты перестали быть равнодушными исполнителями приказов и проявляли чудеса смекалки.

Изображение исторических моментов в романе не было самоцелью. Для Толстого намного важнее понять общие закономерности исторических событий, а не воспроизвести их с документальной точностью.

Ключевые исторические события романа:

1. Шенграбенское сражение

2. Аустерлицкое сражение

3. Отечественная война 1812 года.

4. Оставление Москвы ее жителями.

5. Бородинская битва.Партизанское движение.

Война вообще воспринимается писателем как преступление против человечества, противное всей человеческой природе и человеческому разуму; это бессмысленная бойня. Война 1812 года – это исторической испытание, с честью выдержанное русским народом, но это и ужасы массового истребления людей, горе и страдание.

4. Образы Кутузова и Наполеона

Образы военачальников, созданные в романе, - яркое воплощение толстовских принципов изображения исторических деятелей. Кутузов и Наполеон не совсем совпадают со своими прототипами: автор не стремился к созданию их документально-достоверных портретов. Многие известные факты опущены, некоторые подлинные качества полководцев преувеличены (например, дряхлость и пассивность Кутузова, самовлюбленность и позерство Наполеона). В оценке деятельности обоих Толстой придерживался прежде всего нравственного критерия. При этом если Кутузова можно назвать положительным героем романа и истории, то Наполеон – фигура резко отрицательная.

Автор подчеркивает самоуверенность и ограниченность Наполеона, проявляющиеся во всех его поступках, жестах и словах. Портрет «европейского героя» ироничен: потолстевшая короткая фигура, жирные ляжки коротких ног, стремительная и суетливая походка. Он убежден в своем величии и гениальности: не то хорошо, что хорошо, а то, что пришло ему в голову. Каждое появление Наполеона в романе сопровождается психологическим комментарием автора: «Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Духовный мир Наполеона, в понимании Толстого, - это искусственный мир призраков какого-то величия. Думая, что что-то делает для себя, Наполеон исполнял свое предназначение: царь есть раб истории. Толстой видел у него помрачение ума и совести. Помрачение ума проявляется в том, что Наполеон искренне и осознанно воспитывает в себе душевную черствость, принимая ее за мужество и истинное величие. Наполеон, подчеркивает Толстой, - глубоко несчастный человек, не замечающий этого из-за отсутствия нравственного чувства, не способный разобраться, где истина, красота.

Обрести утраченную человечность и нравственность можно, отказавшись от своего мнимого величия, но совершить его Наполеон не способен. Толстой верит, что Наполеон был рожден совершить все то, что ему приписывают. Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!

Антипод Наполеона – Кутузов – воплощение народной нравственности, истинного величия, простоты, добра и правды. Его трудно назвать героем, т.к. он не стремится к превосходству над другими людьми. Не пытаясь воздействовать на ход истории, он подчиняется логике исторического процесса, интуитивно прозревает истинный смысл происходящего. Этим объясняется его внешняя безучастность, соответствие принципу войны: произойдет то, что должно произойти.

Источником военной и житейской мудрости Кутузова стало народное чувство. Именно оно роднит его с рядовыми солдатами и русскими людьми вообще. Главную заслугу Кутузова Толстой увидел в том, что тот не стремился выиграть войну любой ценой, а хотел спасти Отечество и каждого человека в нем.

Историки, отмечает Толстой, превозносят личность Наполеона, считая его гениальным полководцем, и обвиняют Кутузова за его военные неудачи и чрезмерную пассивность (он даже засыпает во время экстренного совещания перед боем). Наполеон выиграл почти все сражения. Русские проиграли под Красным и Березиной. Но именно русская армия под руководством Кутузова одержала победу в 1812.

Поступки гениального человека, по признанию Толстого, всегда остаются вне нравственных критериев: даже позорное бегство Наполеона от своей армии оценено в истории как величественное. Поэтому вся история – это ложь. В истории нет места лишь истинным труженикам, как Кутузов.

 

5. Человек на войне как важнейшая тема романа.

Русские солдаты и офицеры показаны в различных условиях – в заграничных походах 1805 и 1807 гг. (в сражениях, в быту, во время парадов, смотров), на различных этапах Отечественной войны 1812 г.

Внешне жизнь солдат, даже во время войны, ограничивается повседневными заботами о бытовых условиях, что вполне естественно. Иногда у них возникает желание приобщиться к реалиям культурного, невоенного мира, отвлечься от военной действительности.

Толстого больше интересует их моральное состояние, боевой дух. Под Аустерлицем армия была деморализована: русские войска бежали с поля боя задолго до его окончания. Накануне Бородинской битвы солдаты и офицеры испытали сильнейший душевный подъем. Их состояние обусловлено скрытой теплотой патриотизма, чувством единения накануне торжественного момента в жизни страны и каждого. Во время молебна перед боем на лицах солдат и ополченцев вспыхивало сознание торжественности минуты.

К концу войны дух русских крепнет, несмотря на ухудшение бытовых условий. Это проявляется в отношении солдат к противнику: если во время отступления армию охватил дух озлобления против французов, то теперь, когда противник бежит, чувство оскорбления и мести сменилось состраданием и презрением (их кормят, поют и обогревают).

Толстой отмечает, что именно в армии, сплоченной единством интересов, проявляется способность людей к духовному единению, которое показано в картинах Бородинского сражения. Отношения между русскими солдатами и офицерами напоминают атмосферу семейственности: старший заботится о младшем. Армейские отношения нередко выходят за рамки воинских приказов.

С изображением русской армии в романе Толстого связана тема истинного и ложного героизма. Героизм маленьких людей от быта писатель изображает как нечто будничное, обыденное. Геройские поступки совершают тихие, незаметные люди, вроде капитана Тушина и капитана Тимохина, - они просто делают свое дело, бессознательно участвуя в роевом движении истории. Это героизм истинный. Ему противопоставлен героизм ложный, театральный, продиктованный соображениями карьеры, жаждой славы или абстрактными обще-гуманными причинами типа спасти мир (Безухов и Болконский).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.