Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиции и новаторство творчества В. А. Жуковского
1. Понятие романтизма. 2. Творческое наследие В.А. Жуковского. 3. Баллада как жанр. Признаки «русских баллад» В.А. Жуковского.
1. Романтизм как художественный метод и литературное течение зародился в конце 18 – начале 19 века в Англии, хотя его появление тесно связано с Великой Французской буржуазной революцией, произошедшей в 1789 году. Как известно, большое количество людей различных слоев общества возлагали надежды на перерождение мира и порядка. Но революция не оправдала их ожиданий. Люди по-разному переживали крушение надежд. Появились и такие, кто решил уйти от реального, несправедливого мира с его пороками и недостатками в новый, лучший мир, наполненный радостями и любовью. Это были тонко чувствующие люди, к числу которых принадлежали писатели, живописцы, музыканты. Именно в их среде появился термин, ключевой для романтизма – двоемирие. Суть его состоит в том, чтоавтор, наряду с реальным, создает свой собственный мир - иллюзорный, связь между которыми очень тонкая или иногда вовсе отсутствует. Герою, который в романтизме выражает позицию автора, зачастую приятнее находиться в ирреальном, придуманном мире, где есть возможность размышлять, философствовать и наслаждаться жизнью. Соприкосновение с реальностью не просто пугает персонажей, но приносит им физические и нравственные страдания. Как правило, идеальный мир – это зеркальное отображение реальности. В нем есть все, что необходимо человеку для жизни, но что не существует или является недосягаемым в окружающей действительности. В русской литературе в рамках романтизма (литературного течения, превозносящего скорбь по утраченному идеальному миру) творили В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.
2. Жуковский В.А. родился в семье помещика Тульской губернии Афанасия Ивановича Бунина. Его мать, плененная и подаренная турчанка Сальха (Елизавета Дементьевна Турчанинова), была нянькой, а потом и домоправительницей в доме Бунина. С его согласия был рожден будущий поэт, которого от слухов приписали в семью Андрея Григорьевича Жуковского, жившего в доме Бунина. Следовательно, Жуковский не был незаконнорожденным и даже при ходатайстве отца был внесен в родословную. После мучительного периода ученичества Жуковский решительно занимается литературой. На первых порах его увлекают переводы с немецкого и английского языков. Сначала ради денег, а позже – из удовольствия. Впервые проявил себя в жанре элегий – философских стихотворений, в которых доминирует мотив одиночества, печали, душевной скорби. (Сельское кладбище.) Принимал активное участие в работе журнала «Вестник Европы», в котором печатаются не только поэтические тексты, но и статьи по литературе (Писатель в обществе. О басне и баснях Крылова). Жуковский принимал участие в военных действиях русской армии: с 812 г. в чине поручика в отряде народного ополчения, а затем и при Главном штабе. Участвовал в Бородинской битве в резерве, что явилось поводом написания стихотворения «Певец во стане русских воинов», которое получило огромную популярность среди военных. Хвала бестрепетных вождям! На конях окрыленных По долам скачут, по горам Вослед врагов смятенных.; Днем мчатся строй на строй; в ночи Страшат, как привиденья; Блистают смертью их мечи; От стрел их нет спасенья; По всем рассыпаны путям, Невидимы, незримы; Сломили здесь, сражают там И всюду невредимы…
С 1813 года, будучи в отставке, Жуковский проводит время в Петербурге, где принимает службу при дворе: становится воспитателем цесаревича. Иными словами, поэт получает реальную возможность повлиять на мировоззрение юного императора: учить его уважительному отношению к традициям и обычаям своей страны. Подобную службу Жуковский воспринимал как гражданский долг. Помимо жизни во дворце, Жуковского волновали судьбы литераторов, артистов и художников, которые пострадали от произвола властей. В частности, он хлопотал перед государем по делу декабристов и их жен; участвовал в становлении творческой личности Пушкина (предотвратил 1 дуэль с Дантесом, был душеприказчиком после его смерти). Подобная деятельность способствовала отлучению Жуковского от двора, и поэтому в 1841 г. он получил отставку и уехал в Германию. Там Жуковский продолжает творчество. Создает много переводов и произведения для детей (Война мышей и лягушек, Спящая царевна). Умер Жуковский в Германии. 4. Баллада (прованс. - плясать). Впервые она появилась как лирический жанр – плясовая песня с любовной тематикой – во французской и итальянской литературе. Позже была заимствована английской поэзией (баллады о Робин Гуде). Именно от нее берет свое начало русская баллада, возникшая в творчестве В.А. Жуковского. Изначально баллада имеет особые признаки: · Наличие сюжета, основанного на мифах, легендах, сказаниях. · Минимальное количество героев (от 1 до 3). · Обязательное наличие атрибутов потустороннего мира (скелеты, ведьмы, приведения). · Обязательная гибель кого-либо из героев (до момента повествования и по ходу его). В.А.Жуковский привносит изменения в жанр баллады, русифицирует ее: · Основу сюжета отныне составляют русские сказания и предания (гадания на башмаке, подблюдные песни, традиции крещенских гаданий и др.). · Христианские мотивы и образы (ангел – голубь, крестное знамение как защита и т.д.). · Оптимизм. Смерти подвергаются только те герои, которые отказались от веры в Бога. · Фольклор (образы, лексика). Глубокий психологизм, рефлексия героев.
|