Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Разновидности ротацизма и параротацизма






    1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или
    вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­
    наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных
    движений.

    2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в
    виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­
    куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­
    ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­
    го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­
    емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­
    кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­
    шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное
    звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­
    чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате
    слышится отчетливый рокот.

    3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­
    кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй
    вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­
    разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­
    лийского «w».

    4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует,
    но место ее передвигается. В основе бокового произношения
    обычно лежат причины органического характера: парезы язы­
    ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­
    торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­
    вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы
    мешают формированию эластичности кончика языка и подня­
    тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­
    сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­
    дующими способами:

    а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­
    чание [рл];

    б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­
    ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­
    зультат — «щечный» звук [р];

    'Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110.


    в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
    звук [п];

    г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых
    краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­
    нии — звучание [р] несколько смягченное.

    5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс­
    кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­
    вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­
    ха из глотки в нос.

    6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­
    зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­
    ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­
    ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­
    лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий
    звук не удаются.

    7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно-
    ударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­
    зывается наиболее близкой к норме.

    Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

    У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

    В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

    Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

    Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-


     




    ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

    1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих
    губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом
    (акустически — тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруд­
    нений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают
    вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.

    2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.*

    Приемы постановки звука [р]

    В легких случаях возможна постановка звука по подража­нию.

    Первый вариант заключается в том, что язык всей своей мас­сой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхает­ся воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувает­ся на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удает­ся получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочета­ние, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

    Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повто­ряющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

    Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром тем­пе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик язы­ка, и в этот момент возникает вибрация.

    Иногда вибрация возникает в результате выполнения уп­ражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зу­бами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос-

    " Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.


    леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя долж­на быть сильной. После многократных повторений можно по­лучить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

    Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При зад­неязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) ар­тикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух ви­дов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае дости­жения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.