Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков






 

 

 

 

Положение органов артикуляции Губы Зубы Язык Мягкое нёбо Голосо­вые складки
ЗВУКИ
Задне­языч­ные [к] Раскры­ты и за­нимают нейтрать-ное по­ложение. Разомк­нуты Кончик языка опущен, но не касается нижних рез­цов; задняя часть языка поднята и, соприкасаясь с мягким нёбом, образует смычку. Под действием воздушной струи смычка разрывается. Поднято и закрывает проход в носовую полость. Разомк­нуты и не вибри­руют.
[г] = // = = // = = // = = // = Сомкну­ты и виб­рируют
[х] = // = = // = Кончик языка опушен, но не касается нижних рез­цов; задняя часть языка поднята, ноне соприка­сается с мягким нёбом — между ними остается щель, по которой проходит воздушная струя. = // = Разомк­нуты и не вибриру­ют.
Средне­языч­ные [j] =// = =// = Кончик языка опущен и соприкасается с нижними резцами; средняя часть языка поднята к твердому нёбу, образуя с ним щель. По средней линии языка проходит воздушная струя. = // = Сомкну­ты и виб­рируют.

них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в дру­гих — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых скла­док звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звука­ми [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При иска­жениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-


 


емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сбли­женными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточ­но редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.).

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и задне­язычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ® [х]; [з'] ® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего полу­чается «тя».

Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя».

Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки язы­ка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].

Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так:

® та ® тя ® кя® ка

® да ® дя ® гя ® га

® са ® ся ® хя ® ха

® за ® зя ® ja

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного зву­ка длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] со­кращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Дополнительные вопросы

1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].


 




2. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне­язычных звуков по следующей схеме:

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек­ты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между
этими дефектами.

4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязыч­ных звуков.

5. Ответьте на карточки программированного контроля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.