Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие № 9






НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л1]

План

1. Правильная артикуляция звука [л].

2. Нарушения произношения звуков [л] и [л'].

3. Методы исправления ламбдацизма.

Методические указания и дополнительный материал

Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что не­достатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбда-цизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом явля­ется отсутствие звука [л] и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком рус­ского языка, носят название параламбдацизм.

Отвечая на первый пункт плана, надо четко описывать пра­вильную артикуляцию звука [л]:

губы нейтральны и занимают положение последующе­
го гласного;

зубы разомкнуты;

язык упирается своим кончиком в верхние резцы или
их десны, передняя и средняя части спинки языка опу­
щены; между ними и коренными зубами остаются
щели, через которые выходит воздушная струя; задняя
часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколь­
ко оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кон­
чик языка и задняя часть спинки подняты; передняя и
средняя части спинки вместе с краями опущены;

мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки
и закрывает проход в носовую полость; голосовые
складки напряжены, сближены и вибрируют;

воздушная струя при выходе попадает в ротовую по­лость и выходит по бокам языка, поэтому звук [л] и
называют боковым.

Мягкий звук [л'] отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только язык с деснами, но и зна­чительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко [л'] вообще произносится при опущенном кончике язы­ка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.


Отвечая на второй пункт плана, обратите внимание на то, что нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встреча­ются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуля­ции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто за­паздывает и наблюдается достаточно много вариантов его не­правильного произношения.

Наиболее распространенными видами ламбдацизма явля­ются:

отсутствие звука [л] или удлинение смежных глас­
ных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка»,
«стол»);

двугубное произношение [л] наподобие краткого [у],
встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w],
свойственного фонетическому строю английского языка;

— произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука
типа английского или немецкого [ng];

— возможно межзубное произношение [л], когда слышит­
ся акустически правильный звук, а артикуляция зву­
ка изменена, кончик языка находится между резцами;

— встречается боковое одностороннее произношение [л],
когда воздух проходит только с одной стороны языка.
Такое произношение [л] обычно сочетается с боковым
произношением шипящих звуков и [р].

Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде за­мен звука [л] кратким гласным [ы] (ыампа, паыка, стоы), когда задняя часть спинки языка поднята.

Часто встречаются замены звука [л] губно-зубным соглас­ным [в] (вампа, павка, стов) или гласным [у] (уампа, паука, стоу). При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.

Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], средне­язычным [j] (йампа, пайка, стой). В последнем случае кончик языка остается внизу, а средняя часть спинки языка поднима­ется вверх, образуя щель с твердым небом. Изредка встречает­ся замена звуком [р].

Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог). В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов.


Как говорилось выше, мягкий [л'] нарушается редко: на­блюдается полумягкое произнесение или замена его звуком [j].

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправиль­ному произношению звука [л], могут быть следующие:

— укороченная подъязычная связка;

— слабость мышц языка;

— несформированность фонематических процессов.
Останавливаясь на методах исправления ламбдацизма, обра­
тите внимание на то, что для правильного произношения зву­
ка [л] надо выработать:

— подъем кончика языка вверх;

— подъем задней части спинки-языка вверх;

 

— умение опускать боковые края языка и выдыхать воз­
душную струю между боковыми краями языка и ко­
ренными зубами;

— нейтральное положение губ.

Необходимые артикуляционные навыки достигаются вы­полнением комплекса подготовительных упражнений.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и от­личать правильное звучание от неправильного.

Если по подражанию звук поставить не удается, то исполь­зуют следующие приемы.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнес­ти протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует ин­струкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяж­ный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внима­ние ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

Первые упражнения, направленные на закрепление полу­ченной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом сло­ге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными глас­ными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у].

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит


базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достига­ется в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).

Постановка звука [л] при заменах его другими звуками мо­жет иметь свои особенности.

При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним рез­цам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — под­жимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик язы­ка поднять за верхние резцы.

Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при за­мене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное зву­чание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука [л'] его твердое звучание, оказываются бе­зуспешными.

В этих случаях можно использовать следующие приемы:

— предложить создать некоторое напряжение в области
плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голо­
ву вперед и в этом положении тянуть звук [л] на воз­
можно низком тоне;

— механическая помощь: двумя пальцами — указатель­
ным и безымянным — провести легкий нажим на шею
снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точ­
ку у внутреннего края задней трети левой и правой вет­
вей нижней челюсти.

При этих упражнениях важно обратить внимание ребенка на возникающие при них кинестетические ощущения от подъема корня языка.

При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механичес­кую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в].


Карточка 9.1. Звук [л] по способу образования является:
Карточка 9.2. Звук [л] по месту образования является:
Карточка 9.3. Фонетическим дефектом звука [л] является:
Карточка 9.4. Фонетико-фонематическим дефектом звука [л] является:

При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внима­ние на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам язы­ка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднима­ние и опускание задней части языка, поочередное произне­сение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивает­ся этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необ­ходимо провести полную дифференциацию этого звука и его за­менителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).

Дополнительные вопросы

1. Опишите механизм образования звуков [л], [л']. Объясни­
те, почему звук [л] смычно-проходной.

2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек­
ты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.

3. Сравните механизмы нормального образования звука [л]
и нарушенного при различных видах ламбдацизма.

4. Назовите возможные причины нарушения произношения
звуков [л], [л'].

5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков
[л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, ды­
хания и голоса?

6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л']
необходима проверка состояния фонематического слуха?

7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекци-
онной работы при раличных видах ламбдацизма.

8. Какими приемами постановки звука [л] вы воспользуе­
тесь при двугубном, носовом, боковом ламбдацизме, при пара-
ламбдацизме и при отсутствии звука [л] в речи ребенка?

9. На какие анализаторные системы опирается логопед в процессе работы по дифференциации звуков [л] и [р]? Какова роль каждого анализатора?

10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм­
мированного контроля.


 

1) щелевым;

2) смычно-взрывным;

3) смычно-щелевым;

4) смычно-проходным;

5) дрожащим.

 

1) губно-губным;

2) губно-зубным;

3) переднеязычным;

4) среднеязычным;

5) заднеязычным.

 

1) его отсутствие;

2) межзубное произношение;

3) двугубное произношение;

4) замена на звук [в];

5) носовое произношение.

 

1) его отсутствие;

2) замена звуком [в];

3) горловое произношение;

4) замена звуком [р];

5) замена звуком [ы].

1)[ы]; 2) [и]; 3) [а]; 4) [у]; 5) [р].





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.