Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков
Виды
| Методика постановки
| нарушений
| свистящих звуков
| шипяших звуков
| /. Межзубный сигматизм
| 1. Поподражанию.
2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы
3. Пение [т']
| 1. По подражанию.
2. С механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.
3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.
4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.
5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой
| II. Боковой сигматизм
| 1. Через межзубное произношение.
Далее см.: 1.2; 1, 3
| 1. Через межзубное произношение.
Далее см.: 1, 3; 1.4; 1, 5
| Ш.Носовой сигматизм
| 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами.
2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.
3. Через межзубное произношение
| 1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение
| IV.Губно-зубной парасигматизм
| 1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу.
2. Пение [т]
| Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу
| V. Призубный парасигматизм
| 1. Через межзубное произношение.
2. С механической помощью (см. 1.2)
| 1. Через межзубное произношение.
2. С механической помощью
| VI.
а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм
| 1. С механической помощью (см. 2. 2.Через межзубное произношение звука [ф]
-
| -
С механической помощью (см. 1.2)
|
Таблица 7.2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ
Вид пароснгмат изма
| Дифференциальные признаки звуков
| [с] = [ш]
| [с]
| [ш]
|
1. Нижнее положение кончика языка.
2. Губы в улыбке.
3. Воздушная струя холодная
| 1. Верхнее положение кончика языка.
2. Губы выдвинуты вперед.
3. Воздушная струя теплая
| [с] = [Ф]
| [cl
| [Ф]
|
1. Губы в улыбке.
2. Зубы сближены и расположены друг над другом
| 1. Верхние резцы сближаются с нижней губой
| [с] = [т]
| [с]
| |т]
|
1. Щелевой.
2. Нижнее зазубное положение языка
| 1. Смычно-взрывной.
2. Верхнее призубное положение языка
| [с] = |щ]
| [с]
| [ш]
|
1. Кончик языка расположен за нижними резцами. 2. Средняя линия языка не напряжена
| 1. Кончик языка поднят к альвеолам. 2. Средняя линия языка напряжена
| [c]=[з]
| [с]
| [з]
|
1. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит»)
| 1. Голосовые складки сомкнугы и вибрируют («горлышко гудит»)
| [ж] = [ш]
| |ж]
| |ш1
|
1. Голосовые складки разомкнуты («горлышко молчит»)
| ]. Голосовые складки сомкнуты («горлышко молчит»)
| [ж] = [3]
| [ж|
| 1з]
|
1. Кончик языка вверху.
2. Выдыхаемая воздушная струя теплая
| 1. Копчик языка внизу.
2. Выдыхаемая воздушная струя холодная
| [ш] = [ф]
| [ш]
| [ф]
|
1. Зубы сближены и располагаются
друг над другом
| 1. Верхние резцы сближены с нижней губой
| [ш] = [т]
| [ш|
| [т]
|
1. Щелевой.
2. Кончик языка поднят к твердому нёбу
| 1. Смычно-взрывной.
2. Кончик языка касается верхних резцов
| [ш] = [щ]
| [ш1
| [щ]
|
1. Кончик языка образует щель с твердым нёбом.
2. Средняя линия языка не напряжена
| 1. Кончик языка образует щель с альвеолами.
2. Средняя линия языка напряжена
| [ц] = [ч]
| |Ц]
| |ч|
|
1. Нижнее положение кончика языка.
2. Состоит из звуков [т] и [с]. 3. Средняя линия языка не напряжена
| 1. Верхнее положение кончика языка.
2. Состоит из звуков [т'] и [щ].
3. Средняя, линия языка напряжена
| Дополнительные вопросы
1. В какой последовательности ставятся звуки в группе сви стящих?
2. В какой последовательности ставятся звуки в группе ши пящих?
3. Какой из видов дифференциации звуков используют раньше: дифференциацию на слух или в произношении?
Практические задания
1. Подберите наглядный дидактический материал для про ведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих звуков.
2. Составьте план логопедической работы с ребенком, име ющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.
3. Ответьте на вопросы карточек программированного кон троля.
|