Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Обследование произносительной стороны речи






    План

    1. Обзор методических пособий по обследованию звукопро-
    изношения.

    2. Этапы логопедического обследования ребенка.

    3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.

    Методические указания и дополнительный материал

    Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.

    В настоящее время отработаны приемы выявления непра­вильного звукопроизношения с учетом принципов деятельно-стного и индивидуального подхода, системного анализа рече­вых нарушений, что отражено в современной литературе.

    Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принци­пы обследования речи детей, в том числе и звукопроизноше­ния, были разработаны в Институте коррекционной педагоги­ки РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руковод­ством Р.Е. Левиной.

    На современном этапе развития логопедии как науки суще­ствует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопро­изношения»*.

    Авторами разработаны наборы дидактического и наглядно­го материала по процедуре обследования.

    Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следую­щие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

    1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос ро­
    дителей, изучение специальной документации, беседа с ре­
    бенком;

    2) дифференцировочный этап, включающий обследование
    когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения

    * См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова С Е. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др.


    детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;

    3) обследование всех компонентов языковой системы, вклю­
    чая звукопроизношение и фонематические процессы;

    4) заключительный (уточняющий) этап, включающий дина­
    мическое наблюдение за ребенком в условиях специального
    обучения и воспитания.

    При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносят­ся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:

    1. Паспортные данные.

    2. Анамнез.

    3. Данные объективного обследования специалистов.

    4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов.

    5. Состояние моторики.

    6. Строение и подвижность органов артикуляции.

    7. Произносительная сторона речи.

    8. Состояние фонематических процессов.

    9. Результаты обследования лексико-грамматического строя
    речи.

     

    10. Состояние письма и чтения (для детей школьного воз­
    раста).

    11. Проявления заикания (для заикающихся детей).

    12. Логопедическое заключение.

    13. План коррекционной работы.

    14. Результаты исправления речи.

    При логопедическом обследовании детей с дислалией необ­ходимо тщательно исследовать строение и подвижность орга­нов артикуляции, состояние фонематических процессов и про­износительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.

    Обследование начинается с проверки изолированного произ­ношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в сло­вах и предложениях.

    При заполнении в Речевой карте блока «Обследование про­износительной стороны речи» используются следующие услов­ные обозначения (табл. 4.1).


     




    Таблица 4.1

     

    Форма нарушения звукопроизношения Условные обозначения Примеры Состояние фонематических процессов
    Отсутствие звука отс (отсутствует) [р] -0 [л] — отс N
    Искажение звука м/з (межзубный) бок (боковой) горл (горловой) нос (носовой) вел (велярный) увул (увулярный) [с] — м/з [л] — бок [р] — горл [л] — нос [р] — вел [р']- увул и т.д. N
    Замена звука Þ [з] Þ [с] [р] Þ [л1 страдает
    Смешение звуков Û [р] Û [л] страдает

     


    3. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост.
    СЕ. Большакова. — М., 1995.

    4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
    М., 2002.

    5. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чирки-
    ной. — М., 2002.

    6. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­
    педии. — М., 1989.

    7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

    8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о
    детях с недостатками речи. — М., 1997.


    Дополнительные вопросы

    1. Перечислите основные принципы обследования речи де­
    тей. Как они реализуются при обследовании состояния звуко­
    произношения?

    2. Определите цель беседы с родителями в процессе обсле­
    дования речи ребенка.

    3. Объясните, почему в процессе обследования произноше­
    ния необходимо обращать внимание на строение и подвижность
    органов артикуляции.

    4. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.