Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дислалия






План

1. Определение дислалии и ее формы. История развития
учения о дислалии.

2. Структура дефекта при дислалии.

3. Функциональная дислалия.

4. Механическая (органическая) дислалия.

Методические рекомендации и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана дайте определение дис­лалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распрост­раненности данного дефекта.

Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями:

1) Гриншпун Б.М. Дислалия// Логопедия/ Под ред. Л.С. Вол­
ковой. — М., 1995. — С. 66-68.

2) Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия
по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. —
М., 1997. Т. 1. — С. 8-13.

3) Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристи­
ка дислалии и дизартрии// Там же. — С. 22-29.

4) Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же.
С.29-33.

5) Токарева ОА. Функциональные дислалии// Там же.
С.76-84.

Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается па­тологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выде­ляют моторную и сенсорную формы.

Причинами сенсорной функциональной дислалии являют­ся функциональные нарушения в центральном отделе речеслу-хового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких зву­ков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — сви­стящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную за­мену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звуко-произношения, носящая фонематический характер, в дальней-



 

произносится одноударно, но не заменяется другим звуком). Возможно, что вследствии неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух невер­ного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отли­чить нормальное звучание [р] от одноударного). Дополнительные вопросы 1. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата мо­ гут быть причиной механической дислалии? 2. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата от­ ражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстри­ руйте ответ примерами. 3. В каких случаях дефекты строения артикуляционного ап­ парата не приводят к нарушению звукопроизношения? 4. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­ роля.

шем обычно сопровождается однотипными буквенными заме­нами на письме.

Моторная функциональная дислалия вызывается функци­ональными нарушениями в центральном отделе речедвигатель-ного анализатора, что обусловливает неловкость и недифферен-цированность движений губ и языка ребенка и приводит к не­точности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются слу­чаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуля-торно или акустически близкими.

Однако причиной функциональной дислалии в ряде случа­ев может быть «чистое подражание», которое обусловлено не­благоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом.

Переходя к четвертому пункту плана, дайте определение по­нятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дис­лалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно от­клонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии.

При этом важно учитывать, что нарушения звукопроизно-шения при механической дислалии имеют некоторые особен­ности.

1. При этой форме дислалии одновременно страдают целые
группы звуков, имеющих общие моменты в артикуляции. На­
пример, межзубное произношение сразу всех переднеязычных
звуков [с], [з], [ц], [щ], [ж], [ч], [ш], [т], [д], [н], [л] у ребенка с
открытым передним прикусом обусловлено невозможностью
удерживать кончик языка за передними зубами.

2. Дефекты звукопроизношения при механической дисла­
лии выражаются главным образом в искаженном произноше­
нии звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясня­
ется тем, что при различении звуков на слух ребенок стремит­
ся произнести именно нужный звук, не допустив его замены
другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляционно­
го аппарата звучание получается искаженным (например, [р]







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.