Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Формы нарушения звуков






    1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью пра­
    вильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произ­
    нести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в
    употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложе­
    ниях и т.д.). Например, абота (работа), одна (лодка).

    2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а
    получает собственное, аномальное звучание, не характерное для
    фонетической системы родного языка. Например:

    межзубный двугубный горловой носовой боковой

    боковой

    [л]-

    [с] - межзубный

    носовой

     

    Причиной искаженного произношения звуков, как и их от­сутствия, является недостаточная сформированность или нару­шение артикуляционной моторики. Подобные дефекты явля­ются фонетическими, или моторными.

    3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетичес­кой системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2.

    Замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по месту артикуляции: [к] =[т]

    Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различных по способу: [с] = [т]

    Замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по участию органов артикуляции: [с] = [ф]

    Замена звуков, одинаковых по месту и способу обра­зования и различных по участию голоса: [з] = [с]

    Схема 2.2

    Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т'] = [т]

    Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в резуль­тате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не


     




    справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличаю­щимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонемати-ческими нарушениями.

    В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроиз-

    ношения:

    1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю груп­пу звуков;

    2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изоли­рованно или в отдельных словах;

    3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при уме­нии правильно произносить их изолированно.

    Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правди-на и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок мо­жет правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения зву-копроизношения, имеющей фонематический (фонологичес­кий) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, соглас­но которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явле­ние. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизно-шения с логопедическим заключением «Фонематическое недораз­витие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения.

    Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков зву­копроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий гре­ческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: — фонетические нарушения свистящих и шипящих зву­ков называются сигматизмом — от названия гречес­кой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонети-ко-фонематические нарушения в этих группах (напри-


     


    мер, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом;

    — фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются
    ламбдацизмом, а фонетико-фонематические — пара-
    ламбдацизмом
    (от названия греческой буквы «ламб-
    да», обозначающей звук [л]);

    — фонетические нарушения звуков [р]и [р'] называются
    ротацизмом, а фонематические — параротацизмом
    (от названия греческой буквы «ро», обозначающей
    звук [р]);

    — фонетические нарушения звука [й] называются йота-
    цизмом,
    а фонетико-фонематические — парайотациз-
    мом
    (от названия греческой буквы «йота», обозначаю­
    щей звук [j]);

    — фонетические нарушения заднеязычных звуков называ­
    ются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонети­
    ко-фонематические — паракаппацизмом, парагамма-
    цизмом, парахитизмом
    (от названия греческих букв «кап­
    па», обозначающей звук [к], «гамма» — [г], «хи> > — [х]).

    Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков спе­циальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

    — озвончения и оглушения;

    — смягчения и твердости согласных звуков.
    Значительно реже наблюдается неправильное произноше­
    ние других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидно­
    стей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым,
    носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.).

    Дополнительные вопросы

    1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и
    диалектных особенностей произношения не требует специаль­
    ной логопедической помощи.

    2. Назовите признаки патологических нарушений звукопро­
    изношения, отличающие их от возрастных.

    3. Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей?
    Объясните эту закономерность.

    4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения
    от сложного?

    5. Чем характеризуются фонетические нарушения звуко­
    произношения? Приведите примеры.


    6. Чем характеризуются фонетико-фонематические наруше­
    ния звукопроизношения? Приведите примеры.

    7. Приведите примеры фонематических нарушений звуко­
    произношения.

    8. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­
    роля.


    2. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи. Материал, проиллюстриро­ванный примерами, оформите в виде таблицы.

     

    Фонетический дефект Фонетико-фонематическое недоразвитие
       

     


    Карточка 2.1. Какие особенности не характерны для нарушений речи?

    1. Самостоятельно не исчезают, а закреп­
    ляются.

    2. Безграмотность речи.

    3. Несоответствие возрасту говорящего.

    4. Оказывают отрицательное влияние на
    психическое развитие ребенка.

    5. Являются диалектными особен­
    ностями языка данной местности.

    Карточка 2.2. Фонетическим дефектом является:

    1) [с] — межзубный;

    2) [р] — горловой;

    3) отсутствие звука [л] в речи;

    4) замена [т] = [с];

    5) [л] - двугубный.

    Карточка2.3. Фонетико-фонематическим дефектом является:

    6) замена [т'] = [т];

    7) смешение [ш] = [с];

    8) [л] — двугубный;

    9) отсугствие звука [р] в речи;

    10)замена [р] = [л].

      1) замена [к] = [т]; 2) смешение [р] = [л]; 3) отсутствие звука [л] 4) замена [л] = [j]; 5) [л] — межзубный.

    Карточка 2.4.

    Фонематическим дефектом является:

    в речи;

    Практические задания

    1. Разработайте содержание беседы с родителями, в которой в убедительной форме обоснуйте необходимость устранения на­рушений звукопроизношения в дошкольном возрасте.


    3. Решите задачи практического характера.

    Задача 2.1.

    На приеме у логопеда — ребенок шести лет с мамой, кото­рая жалуется на «плохую», малопонятную речь сына.

    При обследовании произносительной стороны речи отмеча­ются одноударный [р], межзубные свистящие звуки. Комбина­ции слогов: ca-за-са; ко-го-ко; ca-шa-ca и др. повторяет правиль­но. Общий звук в словах сова, пылесос, слон, стол; рог, пиро­жное, портной, мир и т.д. выделяет без ошибок. В указании предметных картинок на слова-паронимы затруднений не ис­пытывает.

    Сформулируйте логопедическое заключение.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.