Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О «ЧЕРВЯЧКЕ».






Зачин урока — сказка о гномах.

Слово совета о прожитой неделе.

В тренинге прошли многие упражнения, уже известные нам. Затем были даны новые упражнения: поднятие тяжес­тей — «ведро с водой» передается по полукругу, и «перекаты­вание» воображаемого шара с ладони, по руке, через шею в другую руку и снова на ладонь.

Далее в полукруге учащиеся по очереди рассказывали о своих интересных наблюдениях. Это тоже новое упражне­ние — «наблюдение». Копить впечатления — горючее для твор­ческого воображения — постоянная обязанность художника. Позже это-упражнение получит особое место и приобретет особое значение, а пока необходимо наблюдать и о самом ин­тересном рассказывать на уроках. Артист должен быть инте­ресным рассказчиком. «Машинка». Текст:

Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты. К Познанью нет пути нам без пути к свободе, Труда — без творческой мечты.

(А. Полонский)

«Напечатав» текст, обсудили эти стихи, попытались найти в них связь с актерской профессией. Затем были предложены упражнения: «замри», «иголка с ниткой», «испорченный телефон», «летает — не летает» и многие другие — из серии детских игр, полезные в актерском тренинге. Далее задания на импро­визацию: мы в лесу, в шахте, в бомбоубежище, на пляже, на плоту, на пароходе, в лодке, самолете. По ходу работы в этих заданиях меняются обстоятельства: условия погоды, время дня, года. Этот очень важный комплекс упражнений включает 8 себя весь круг тренировочных задач, но с особой силой он направлен на тренинг физического самочувствия. Этот эле­мент внутренней техники актера играет особую роль в под­линности сценического поведения, тренирует чувство правды.

После тренинга, как обычно, были подведены итоги зачи­на и домашних заданий.

Показанная в зачине сказка о гномах — хороший способ творческого настроя. Будущему актеру необходимо как можно больше сочинять, придумывать, изобретать — будить вообра­жение, беспокоить природу, принуждать себя к непрерывному творчеству. Вдохновения ждать нельзя. Оно приходит в труде.

К сожалению, в удачном по задумке зачине не было под­линной веры в предлагаемые обстоятельства. Самый невероят­ный вымысел зачина должен быть оправдан, а если нет серье­за, то нет и веры. Зачин — настрой на урок, а не забава. Он может быть веселым, но не должен быть развлечением.

...Отметили мы, что совет не дал серьезной оценки по пово­ду прогулов и опозданий. А ведь точка зрения коллектива должна быть высказана по любому нарушению. Воля коллек­тива — самое сильное средство в воспитании.

...Политинформации, которые проводятся без нас до нача­ла урока мастерства, тоже часть творческого тренинга, а не мероприятие для отчетности. Поручать ее надо не дежурному, который проводит с классом самостоятельный туалет, а друго­му студенту. Провести туалет — очень ответственное дело. Обязанности в классе надо распределять равномерно, не спо­собствуя появлению иждивенцев и «козлов отпущения».

Далее студенты показывают этюды:

1. На домашнюю работу.

2. На три слова.

3. Музыкальный момент.

4. По репродукции.

5. На интересный факт.

6. Первый раз в жизни.

7. Из студийной жизни.

8. На тему «Экскурсии» (могут быть на завод, Марсово по­ле, в филармонию, в город Пушкин, на Пискаревское клад­бище и др.варианты).

9. На свободную тему.

10. Молча вдвоем.

Об этюдах.

Этюды стали вернее, но все еще грешат приблизительностью процесса, условностью среды, очень часты случаи игры в поддавки, когда известно, как поступит партнер. Всякая преднамеренность в этюде делает поведение неправдивым. Одна из трудностей актерской профессии в том, что зная все наперед, актер действует как бы не ведая, что его ожидает.

Все происходит сейчас, здесь, в данный момент, как бы впер­вые, сиюминутно. Сиюминутное поведение — первый признак подлинности процесса.

Многие этюды берутся не из жизни, а питаются впечатле­ниями литературы, кино. Нужно учиться видеть жизнь, гово­рить о ней, говорить по потребности о том, что радует и трево­жит, что вызывает любовь и ненависть.

В этюдах появилась опасная склонность к болтовне, т. е. к словам, которые говорятся без потребности, — этакий свое­образный конферанс для зрителя, а не слова, необходимые для борьбы и общения с партнером.

Снова возвращаемся к названиям этюдов. Название долж­но определять суть случившегося. Названия: «Ох.уж этот конкурс!» или «Так начинался день», или «Позагорал» — не определяют содержание отрезка жизни, а значит, и не прово­цируют борьбу, партнеров. Такие названия скорее подсказы­вают моральную оценку факта, а потому сразу толкают на определенный результат в поведении. А вот названия этю­дов— «Искуситель», «Пропажа», «Скорая помощь» — верные. В сопоставлении можно понять, почему мы так придирчивы к определению названий этюдов.

...Этюды на тему «Первый раз в жизни», которые были по­казаны, очень поучительны во многих отношениях. Один этюд назвали «В ресторане «Пекин», а в чем же суть этюда? Что в нем произошло? Юноше впервые довелось есть пищу по-ки­тайски, да еще не привычной ложкой, а палочками... (кстати, их в руках не было, так как пальцы были прижаты плотно — между ними самая тонкая палочка не поместилась бы). В ито­ге, измученный едой, не справившись, он бросил обед-экзеку­цию. Может быть, правильнее назвать этюд «Экзекуция», так как именно это происходит в нем. В чем сила задания — «Первый раз в жизни»? В нем приходится воспользоваться опытом, да к тому же не будничным, а особенным, который оставил в памяти серьезный след, т. е. сама тема — уже за­разительный манок, провокатор к творчеству.

Очень важно в первые месяцы учебы почувствовать, схва­тить «червячка»— зерно школы, которое, прорастая, пустит верные корни.

Трудно объяснить теоретически, сформулировать словами, но, может быть, «червячок» — это подлинная работа органов чувств в сиюминутном и непрерывном процессе действия от собственного имени. К определению сути школы, его зерна мы будем с трудом двигаться дальше.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.