Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Накануне






Урок начался с «банкета» по случаю присуждения нашему театру премии имени Ленинского комсомола.

«Зачин» урока потребовал подробного разбора, так как дал основания на живом примере еще раз сориентировать курс в работе над этим упражнением. Факт, положенный в ос­нову зачина, хорошо известен, он событиен, всеми пережит, а потому взяты верные обстоятельства — в них отсутствует возможность для вранья. Необходимо отметить и еще одно положительное качество зачина — общий настрой, атмосфера радости, дух дружбы, -«спаянности», доброжелательства. Это надо ценить и, главное, сберечь, как необходимое условие, при котором учеба только и может проходить полнокровно. Это та атмосфера, на создание которой мы сознательно направ­ляем усилия.

Подводя итог анализа зачина, я обратился к учащимся:

Мы приветствуем радостный режим, одновременно требуем серьеза, бескомпромиссности в вопросах дисциплины, чтобы уберечь высокие надежды, планы от случайных скоро­постижных увлечений.

Вне студийной атмосферы мы не мыслим себе жизни, тем паче, учебы искусству. Очень трудно создать коллектив, но еще трудней его сохранить, уберечь.

Что создает коллектив? Авторитет руководителя, всячески оберегаемый всеми, общие дела и одна дисциплина для всех. Нельзя требовать от других того, что не умеете и не делаете сами.

Нам предстоят курсовые спектакли. Их резонанс во многом будет определять авторитет курса в целом и каждого в от­дельности. В недружном коллективе хорошие спектакли не воз­никнут. Спектакль — плод единодушия коллектива. Творче­скую дружбу преступно разменивать на мелочи, на второсте­пенное.

Как бы ни были прекрасны наши призывы — сила привыч­ки, сила житейских интересов, часто уносящая то, что состав­ляет красоту человеческих порывов, отношений, может одо­леть. Надо оказаться способным не подчиниться власти обще­принятого взгляда на вещи.

Мы позволяем себе разговор по этому поводу в связи с тем, что сегодня урок особый. Мы вступаем в очень тяжелую и трудную полосу учебы и жизни — пору подготовки к первому экзамену по мастерству актера.

Что скрывать? Кое с кем нам придется расстаться. И не по­тому, что они плохи, а потому, что слишком высоки сегодня требования к профессии артиста, а мы, педагоги, слишком уважаем ее и, естественно, озабочены тем, чтобы не допустить «брак». Чтобы остаться на курсе, есть только один путь — трудом защитить себя, сохраняя достоинство и самооблада­ние. В этот стрессовый период многие теряются, паникуют и роняют себя. Человек унижает себя как злоупотреблением властью, правом над слабым, так и унижением, пресмыкатель­ством перед сильным. Экзамены — это проверка не только ученических достижений, но и проверка выдержки, трудоспо­собности, нравственной стойкости.

Нагрузка будет возрастать, поэтому надо быть готовыми ко многим сложностям и неожиданностям в работе, настроить себя на непривычное напряжение. Уметь переносить перегруз­ки — тоже испытание воли...

Обычно перед экзаменом ребята живут, особенно полные сомнений, вопросов к нам, и дать исчерпывающие ответы на все случаи нельзя (многое они должны открыть сами). Кроме того, не все мы должны и имеем право говорить им на этом этапе учебы: ведь есть же какие-то педагогические «тайны», но мы должны понимать состояние и самочувствие своих подо­печных.

Раньше у наших учеников было чувство, что они что-то умеют, знают, понимают, но чем ближе экзамен, тем больше они начинают ощущать собственную беспомощность, «наготу». Самочувствие это нормальное, здоровое для первого года обучения, и очень опасны на этом этапе сомнения. Чем прочнее вера в единственность пути, тем скорее ученик возьмет «шко­лу». Самозабвенная вера нужна для того, чтобы со временем стать свободным. Все в движении. И не может быть остано­вившегося «прекрасного мгновения» — этой истины в конечной инстанции. Такой не бывает. Вслед за одной истиной должна открываться всегда другая.

Вторая часть занятий — показ этюдов.

С этого урока мы просматриваем этюды только с прицелом на экзамен. Просим учащихся готовить их тщательно, ответ­ственно, принимая непрерывно во внимание не только их гра­мотность, но что не менее важно — их содержательность. Это­му мы будем придавать особое значение.

В списке показов на этом уроке оказалось девять этюдов. Объем значительный — это приятно. Дело за качеством.

Этюды показывались в порядке записи:

1. Разочарование; 2. Нэп; 3. Опоздание; 4. Сюрприз; 5. Сближение; 6. Предательство; 7. Кощунство; 8. Побег; 9. Обман.

1. «Разочарование» — на тему «молча вдвоем». Содержа­ние: исполнители — девушка и юноша. Он входит в автобус и, не успев «очароваться» девушкой, разочаровывается в ней. Что-то не понравилось ему в ее сумочке. Название этюда под­сказывает не то, что происходит, а результат — чувство. Ситуа­ция в этюде сомнительная, хотя с точки зрения молчания оп­равданная. Мотив очень избит, но это можно было бы не. принимать во внимание, если бы исполнители были наполне­ны преджизнью, кругом обстоятельств. Кто она? Кто он? Куда едет он? Она? Что за сумочка? Вопросов по этюду несть числа. На них надо ответить в действии, а значит, работать и рабо­тать.

2. «Нэп» — тоже по заданию «молча вдвоем». Парень за­брался в магазин, что-то стащил, и его чуть было не поймали, Выдумано! Это не этюд, а скетч — номер для показа. Исполнители оказались персонажами, а не живыми людьми. В дан­ной ситуации надо было разговаривать, а они искусственно молча действовали не по законам жизни, а по законам сцены. Этюд — отрезок живых отношений. К живому процессу этот этюд отношения не имеет и противоречит правилам, которые необходимо усвоить. Почему этюд назван «Нэп»? Подобный случай мог бы быть и сегодня. Это простое «ограбление» — так было бы вернее назвать этюд.

3. «Опоздание». Замысел этюда неплох. Это из жизни. Только... если молодой сельский врач ждет опытного врача из города, так как страшится предстоящей операции и не решается ее сделать сам, а минуты идут, больному плохо, то возникает вопрос: «Что значит ждать в данных обстоятельствах?» Про­сто сидеть? Нет. Дел масса в операционной. Исполнитель же просто сидел, переживал. Очень не точна среда, очень прибли­зительное представление о характере операции, почему она необходима? Далее: становится известно, что опытного спе­циалиста не будет, и исполнитель снова начал переживать, суетиться, вместо того, чтобы приняв решение, сосредоточенно, подробно заняться делом. Ошибка в названии. Разве сущность случившегося сводится к опозданию? Главный факт в том, что принимается решение делать рискованную операцию, поэтому точнее было бы назвать этюд «Риск».

4. «Сюрприз» — ситуация этюда правдива, но в нем допу­щена одна из типичнейших ошибок: приблизительность обо­значения действия.

Решив встретить товарищей, работающих в поле, необыч­ным обедом и даже тортом собственного изготовления, испол­нительница не сумела достаточно подробно проделать эти обычные дела, так как на них пришлось бы затратить четыре-пять часов. Ведь нужно было оформить столовую, написать плакаты, придумать их, развесить флажки, накрыть стол на пятнадцать персон, нарезать лук, картошку, капусту, заварить суп, приготовить второе — поджарить котлеты, заготовить все необходимое для торта и сделать еще массу других дел, одно перечисление которых занимает много времени. Поэтому все это делалось весьма приблизительно, и понять этюд было трудно.

Вот если бы этюд начался с того момента, когда остались последние приготовления к обеду, и здесь бы произошли не­приятности: подгорели котлеты, порвался шнур с плакатами, убежало молоко, а за дверями уже слышны голоса ребят, и сделано бы это было точно, подробно, этюд бы мог состоять­ся. Показанное же выглядело только как упражнение с во­ображаемым предметом, да еще к тому же выполняемое то­ропливо.

5. «Сближение». В квартире все уснули. В соседней комна­те давно уже не кричит мой новоявленный племянник. Его недавно принесли из родильного дома. Я не успел с ним по­знакомиться как следует. Любопытство разбирает меня. Наконец решаюсь — встаю, надеваю тапочки, осторожно вы­хожу из своей комнаты, направляюсь в другую, где находится малыш, а за перегородкой спят брат с женой. Кажется, никто не услышит. Я на ощупь подхожу к кроватке, включаю на­стольную лампу. Все тихо. Ребенок спит. Во рту у него пус­тышка, а на столе стоит рожок с молоком и с соской. Я никогда не видел, как сосут дети молоко, и решаю покормить его сам. Вынимаю пустышку — ребенок начинает кряхтеть, тогда я сразу всовываю ему в рот рожок с соской. Ребенок затихает и некоторое время сосет молоко, но потом вдруг начинает плакать. Я понимаю, что сейчас проснется жена брата и дело может кончиться скандалом. Ставлю рс; ок на место и тихо ухожу из комнаты. Таково содержание этюда.

В этюде допущен ряд ошибок, которые надо оговорить особо. Прежде всего апатичность этюда, которая характерна пока для большинства работ. Очень плохая домашняя подго­товка к этюду. Не была организована площадка (и сам ис­полнитель) к работе.

Создать предтворческое самочувствие — это значит весь окружающий вас мир перевести в вымысел и оправдать. Прав­да жизни и вера в обстоятельства приходят на сцену из кулис вместе с артистом. В этюде эта работа не проделана. Отсут­ствовало чувство времени. Его было затрачено больше, чем нужно, так как событие не волновало исполнителя. Видя, что он ведет себя приблизительно во всем (это было заложено в ходе подготовки), мы из полукруга ввели различные звуки: подвинули стул, кашляли, шуршали бумагой, даже уронили на пол книгу — исполнитель ни один из этих звуков не оценил внутренним контролером, пренебрег ими и, естественно, не смог решить; включать их или нет в этюд, обстоятельства этюда позволяли сделать это. Подлинная работа органов чувств отсутствовала. А это грубейшая ошибка! Любая помеха, не­ожиданность— счастье для живого восприятия и воображения, В этюде было очень условное обращение с пространст­вом— видно, что к сценическим условиям исполнитель уже привык, заучил их. Тоже плохо! К сценическим условиям все­гда надо относиться, как будто бы ты впервые в них. Этюд назван не по существу происходящего.

6. «Предательство». В этом этюде почти все принципиально неверно. За двадцать минут, во время которых парень опаз­дывает на свидание с девушкой, с ним ничего не случилось. Вечер, холод, ветер — все только обозначено. Прохожие, оста­новившееся такси — условные. Препятствий, подробностей, частностей — никаких, а для нас они первый признак правды. Исполнитель изображал время, которое должно пройти, В подъезде услышал голос и смех девушки, стук двери и ре­шил, что совершено «предательство». Где отбор действий, ло­гики, которые вели бы к цели?

7. «Кощунство» — этюд на тему «молча вдвоем». Двое мо­лодых людей в церкви. Молятся! Зачем, почему? Кто, кому, кем приходится? Ни тот ни другой не знают молитвы. Мы не можем одобрить подобного выбора. Этюд выдуман, лишен жизненной основы, собственного опыта. Лучше искать ассо­циативные пути в выборе тем для этюдов. Воображение художников — это живая реакция на жизненные явления.

8. «Побег». Обычно мы удерживаем учащихся от шпион­ских тем, так как они берут их из книг, фильмов.- Это так на­зываемые «вторичные» впечатления, когда нет внедрения в жизнь, а скорее уход от нее. И все-таки, когда, скрываясь от преследователей, человек вошел в избу и стал переодевать­ся в женское платье, поведение было верным. По-настоящему искал еду и одежду. Подробно, точно «замел» следы своего пребывания в доме. Это было верно, так как исполнитель за­нимался известным ему делом. А вот когда начал пробовать женскую походку, потерял правду. Появилось эстрадное само­чувствие. В подобных этюдах чувство все равно, хотите вы того или нет, будет взято напрокат. Подлинность сейчас толь­ко в знании.

9. «Обман». Заводской цех. Слесарный участок. Я приношу новую партию деталей. Достав инструмент и посмотрев чер­теж, начинаю работать. Беру деталь, зажимаю в тиски, опили­ваю края напильником, делаю штангенциркулем метку и на­сверливаю отверстие. Затем беру следующую деталь и т. д. Работа мне знакомая, и делаю я ее быстро и уверенно. Подходит незнакомый мне человек с карандашом и блокно­том, садится поодаль и, достав секундомер, начинает фиксировать мою работу. Догадываясь о последствиях его учета, я. на ходу перестраиваюсь и выполняю все то же самое, только гораздо медленнее, но делаю вид, что спешу. Зафиксировав весь процесс обработки, хронометрист останавливает меня и просит разрешение проделать мою работу. Я уступаю свое место, а он говорит: «А вы засекайте». Я усаживаюсь, наблю­даю за ним и за секундомером. В конце сравниваю результаты по его записям. Итог не в мою пользу. Подхожу к верстаку, сравниваю детали, затем беру напильник и говорю: «Ладно, пишите снова». Автор этюда до поступления в институт рабо­тал на заводе. Процесс, показанный в этюде, ему знаком, тема этюда выбрана верно. Но предъявлена она, как анекдот, ни " во что не обернулась. Не ясен смысл обмана. Зачем он?.Мо­жет быть, боязнь завышения нормы? Нет точной мысли, не точны и отношения с «хронометристом». Работа с воображае­мыми предметами очень хорошая. Вот яркий пример того, что значит делать дело знакомое, понятное, известное.

В общем, ни один из предъявленных этюдов нельзя реко­мендовать к экзамену. Разобранные ошибки показанных работ следует учесть и запомнить. Ведь на ошибках (своих и чужих) учатся!

О работе над этюдом в целом:

1. Ситуацию этюда надо в репетиции пробовать неодно­кратно, чтобы выявить логику поведения, цель и путь (как) движения к этой цели в выбранных предлагаемых обстоя­тельствах. Ставить этюд нельзя, а репетировать необхо­димо.

2. Главным на площадке является объект — партнер. В нем источник, начало и венец правды. С ним и только с ним долж­на быть подлинная, безупречная связь. Мое поведение цели­ком зависит от партнера. Если он меня, допустим, не пони­мает, я должен усиливать энергию, аргументацию, менять пристройки — искать живой контакт, разгадывать истинную причину, мотивы того или иного поступка, факта.

3. В объект размышлений надо брать то, что составляет часть вашей душевной жизни. К этюду в первую очередь предъявляется вопрос: про что (тема) и для чего? что хотели сказать? (идея). Пусть мы этого не пережили, но видели, наблюдали. Этюды — следы нашей человеческой биогра­фии.

В конце урока мне задали типичный для этой поры вопрос:

— Не могли бы вы сказать, у кого из нас невелика воз­можность успешно закончить первый семестр? Что зря тер­заться!

— Не можем и не должны. Мы хотим всем вам помочь в равной степени и поможем. Вам же необходимо набраться мужества и силы воли дойти до конца, до первого финиша Что бы ни случилось — дойти! Во всех случаях срок подго­товки к экзамену будет для вас хорошей школой и полезным уроком.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.