Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходы






I. Зачин — слово классу.

II. Тренинг. Полукруг, ритмы; счет пальцев; освобождение мышц; лоскутки; игротека; песня под дирижерскую палочку; бисер; интересный факт; мячи; «смотреть, слушать»; перегруп­пировки, упражнение со стульчиками; «машинка» — текст: «Охраняйте ваш театр от всякой скверны, и сами собой соз­дадутся и благоприятные условия для творчества и для необ­ходимого вам сценического самочувствия» (К. С. Станислав­ский). «Баранья голова», «птичий двор», «зверинец». Груп­повые этюды на теплоходе (менять обстоятельства — дождь, жара, ветер), на велотреке (с учетом времени до старта).

III. Новое упражнение — переходы со стулом через забор, через бурный поток и пр. Стул в этом задании — какой-либо тяжелый груз.

IV. Просмотр домашних этюдов.

V. Вопросы к педагогам.

VI. Беседа.

В тренинг этого урока входит уже известный круг упраж­нений, но с особыми акцентами и новыми вариантами, которые обусловлены тем новым, что педагог вводит в урок.

Например, упражнения со стульчиками идут в другой ре­дакции, так как учащимся на ближайших занятиях предстоит.коллективная игра в «цирк». Потому мы даем задание: «если бы» стул был лошадкой или одноколесным велосипедом, монопедом или цирковой тумбой. Это то же упражнение на «оправдание», которое мы уже делали, но сегодня оно пре­подносится иначе.

Тренинг на каждом уроке в разной степени, с разной силой, в разных пропорциях все-таки всегда идет в трех направле­ниях.

Например, упражнение «машинка». Когда мы предлагаем студентам разделить буквы алфавита под заданный счет, а при этом вести по ходу упражнения внутренний текст (иначе по­теряется внутренняя линия видений), помнить и верить в об­стоятельство— «я буква пишущей машинки» и т. д., — то мы тренируем определенную сумму основных элементов внутрен­ней психотехники актера. Если к этому упражнению приба­вить требования к дыханию, речи и осанке студентов, то оно будет тренировать артистизм, что уже из области внешней техники.

Наконец, учтем, что печатаем мы не случайный текст, а на­правленный на воспитание гражданских, нравственных, эстетических взглядов студента. Например: «Не привередничайте, отбросьте критиканство и всматривайтесь внимательнее в то, что вам дают более опытные, хотя бы они не были гениями. Надо уметь брать полезное. Недостатки перенимать легко, но достоинства — трудно», — К. С. Станиславский.

Таким образом, всегда, на каждом уроке, в любом упраж­нении тренинг идет в трех направлениях: а) воспитание твор­ческой личности; б) тренинг внутренней психотехники; в) тренинг внешней техники актера.

Упражнения «птичий двор», «зверинец» мы даем на этом занятии не в массовом варианте, а в индивидуальном или пар­ном, это тоже подготовка к упражнению «цирк». Потом пред­лагаем классу новую усложненную форму упражнения «ба­ранья голова» из слов несовременного употребления (челн, лук, стрела, невод и т. д.). В полукруге каждый по очереди называет соответствующее слово, предмет, следующий повто­ряет слово соседа и прибавляет свое и так весь класс. Потом из названных слов сочиняется сказка. Даем студентам время на сговор, на выяснение среды — где это происходит, и по­рядка— что за чем случилось. Роли распределяются по прин­ципу: ты в упражнении назвал невод, будешь играть невод, а ты назвал стрелу — быть тебе стрелой и т. д. И каждый предмет в сочиненной сказке надо сыграть.

Новое, упражнение: «переходы». Оно, как и любое другое, комплексное, но в нем есть и особая сила. Мы даем задание — перейти с тяжелым грузом по бревну через бурный поток. Конечно, такое задание включает все творческие требования, но мы подчеркиваем, что главное в этом упражнении перейти, т. е. не останавливаться, преодолевая препятствия, идти к це­ли. Научиться идти к цели — это значит овладеть основным элементом профессии — «действием», сквозным и непрерыв­ным, сиюминутным и подлинным.

Упражнение «переходы» обычно заканчивает первую часть урока, т. е. все то, что мы делаем в полукруге. Далее урок идет в просмотровой позиции класса, когда студенты сидят не перед педагогами, а рядом с ними в полукруге, обращенном к площадке, — сцене. Меняем позицию тренажного полукруга на просмотровую через тот или иной переход. Предлагаем студентам, например: пройти через поток или через узкий проход, через грязь, лед, ветер, песок и т. д. Обычно такой переход требует офантазирования небольшой истории, возни­кает импровизационный этюд, которому мы пытаемся дать название, чтобы определить суть события.

Импровизационность, сиюминутность лежат в основе всех упражнений, в этом упражнении они проявляются с особой силой. Вернемся к уроку. Заключительную беседу мы, как всегда, посвящаем зачину и разбору этюдов.

В зачине студенты показали «экзамен в школе иллюзио­нистов». Это было близко к тому, чем мы занимаемся в клас­се, но так как нам предстоит к экзамену создать большую и разнообразную программу воображаемого цирка, то при­шлось отметить, что показывали студенты слишком вероятное для цирка, а в нашем цирке возможно и самое невероятное, о чем настоящий цирк и не мечтает, ведь наш цирк — это цирк воображения, которому нет границ... Кроме того, у цирка должна быть арена, зритель в амфитеатре, много, музыки и соответствующий только цирку быт. Рекомендуем классу сходить в цирк.

Замечания по этюдам: все они страдают одним общим недостатком — многословием. В этюд включается текст только самый необходимый, когда уже нельзя молчать. Исполняться этюд должен серьезно, надо верить в вымысел. Когда испол­нитель в этюде вдруг начинает смеяться («плыть»), он рвет линию веры и правды.

Плохо продуман показ. Много времени уходит на органи­зацию пространства. Торопиться не надо, но работа должна быть рациональной. Этюды репетируются, готовятся к показу дома, значит, на уроке во всем должна быть экономия вре­мени, а следовательно, все должно быть организовано за­ранее.

Очень часто на уроках заходит разговор о каких-то особых психологических этюдах, которые надо делать как-то иначе. Психология — это оценки, думанье, внутренний текст, но это все необходимо в любом этюде. Возможна только одна прав­да— правда жизни. Поэтому вряд ли можно выделять особую группу этюдов.

Почти на каждом уроке приходится возвращаться к воп­росам творческой этики и условий работы. Об этом мы будем говорить на протяжении всех лет учебы — о порядке в классе, в полукруге, на педагогическом столе, о приветливости и веж­ливости в отношениях. Самовоспитание надо начинать дома. Если вы только в классе аккуратны, вежливы и тактичны — это ложь. Будьте такими и дома, и в любом другом месте.

...Многие учащиеся накапливают долги, отсиживаются на занятиях, ссылаясь на робость, страх. Страх именно от долгов и накапливается. Лень, инертность усиливают напряжение а учебе, надо приучаться пользоваться любой возможностью показа, так как на уроке мы не отчитываемся в достижениях, а учимся.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.