Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюрпризы






Класс устроил вечер памяти Есенина. Оформление сцены — березы, березы, березы... сделано аккуратно и с любовью. (Всегда в классе находится художник или даже целая группа рисующих ребят.) При свечах, под музыку начали читать стихи, вкрапленные в биографический очерк. В конце вечера все сели в учебный полукруг, ожидая разбора показа. Всякая творческая затея, сюрприз должны быть обсуждены, так как это не развлечение, а работа над собой.

В целом сюрприз заслуживает поощрения. Встреча с поэ­зией, а тем более с поэзией Есенина, приобщает нас к высо­кому, к подлинному искусству, а это само по себе уже благо. Кроме того, проявлен и коллективизм, что чрезвычайно важно в профессии артиста театра, проявлен энтузиазм, без которого невозможно любое творческое дело.

Творческие сюрпризы открывают новые возможности само­воспитания, самопознания. Надо всячески расширять рамки учебного режима. Надо давать выход творческой энергии, ко­торая, может быть, не до конца проявляется на уроках. Надо пользоваться любой возможностью проверить и оснастить себя...

Биографический очерк о Есенине все-таки получился хре­стоматийным. И в оформлении банальный ряд: конечно березы, конечно свечи, конечно грустная песня — в результате сентиментальность. Сентимент — страшный враг искусства, которое должно учить мужеству, возвышать, воодушевлять на борьбу, делать нас активными. Сентимент — это слабость воли, отсутствие творческой и гражданской позиции...

Как же избежать сентиментальной монотонности? Только через разнообразие темпо-ритма. Но ведь он сам по себе не возникает. Исходное в рождении темпо-ритма — потребность высказаться. Если есть потребность сказать что-то (посмотри­те, какой энергией наполняется человек, когда он требует на собрании слова или прорывается с ним), сказать обязательно, да такое — что еще не говорили, вот тогда возникает энергия, которую приходится сдерживать, направлять, и уже в этих условиях монотон невозможен...

Сегодня ребята впервые самостоятельно пошли на сцену. Свет, декорации, музыка — все «как в театре». Но это внеш­няя сторона. Главное — позиция, которую они хотели доказы­вать, защищать, отстаивать. В этом зерно сверхзадачи, кото­рая всегда часть нашего взгляда на жизнь, нашей позиции в ней, т. е. сверх-сверхзадачи. Класс верит в силу поэзии Есе­нина сегодня. Это надо доказать. Вера требует деятельности, без нее она гаснет, исчезает. Доказать хотя бы через то, что­бы влюбить нас (партнеры и зрители) в его стихи, внедрить в нас видения, которые их волнуют (общение — это взаимо­действие через видения, внедряемые в партнера), заставить нас думать, а не умиляться.

К сожалению, в сюрпризе был занят не весь класс. Чем же были заняты «свободные»? Хочется обратить внимание на сло­ва К. С. Станиславского: «Самое утомительное для нашего брата-актера, это слоняться за кулисами по уборным в ожи­дании выхода...»

Может быть, самая большая трудность и в годы учебы, и в годы работы в театре — это проблема свободного времени. Не научатся ребята сейчас заполнять день творчеством, не: прерывно заниматься самовоспитанием, — работа в театре будет мукой. Если даже допустить, что все они станут веду­щими актерами труппы, будут репетировать центральные роли, то и тогда из 3—4 часов репетиции или спектакля они будут непрерывно на сцене не более часа, двух. Остальное время — ожидание выхода на сцену, перерывы, окна, паузы. Чем они будут заполнены? Отдыхом? Играть в шашки, шахматы, до­мино, карты, пинг-понг, смотреть телевизор, вязать, выши­вать, штопать в театре нельзя — это пошло, как было бы пошло, если пианисту в паузе, пока идет оркестровая часть (а театральный спектакль — тоже оркестр и очень сложного состава), читать газету или писать письмо другу. Чаще всего это время заполняют разговорами «за жизнь» или бытовыми заботами. Мне кажется, что так оно происходит и в школе, где только еще готовят себя к театру. Надо учиться зани­маться профессией непрерывно, не уставая от самовоспитания, и даже часы отдыха заполнять творчеством.

Школа обязана обучать грамотности, а талант одухотво­ряет ее и делает неповторимой, единственной, индивидуальной. И если говорить о грамотности, то всякое творчество начи­нается в тишине, требует собранности, чтобы перейти в мир вымысла. Почему в японском классическом театре актер перед выходом на сцену принимает душ? Наверное, таким образом он отрешается от буден, как бы очищается. Тишина, собран­ность, чистота — первоначальные условия творческого само­чувствия. Оно возникает за кулисами, там, где начинается новая жизнь в новых обстоятельствах. Потому атмосфера закулисья должна способствовать началу творчества. Проти­воположный случай спровоцирует цинизм, может быть, самого страшного врага творчества.

За кулисами артист проводит 95% своего времени, за кули­сами он становится артистом, и за 5% времени, которые он проводит на глазах у зрителей, он волей-неволей рассказы­вает, чем жил, о чем думал, что его волновало до выхода на сцену.

Однажды мы получили приглашение на конкурс песни. На дверях класса плакат: «Споемте, друзья...» и инструкция «Здесь просто говорить не сметь! Разрешено здесь только петь». (Произносящий слово без мелодии зарабатывает штрафное очко.)

Войдя в класс, мы увидели ширмы, оклеенные нотными знаками. Студент, ответственный за конкурс, запел: — Прошу жюри садиться, я не предвижу возражение на предложение мое. Все речи быть должны пропеты, хоть вольным слогом, хоть куплетом. Что же начинать?

— «Начнем, пожалуй», — ответил из-за кулис другой голос.

Вышло еще три человека, и «квартет» взял аккорд для настройки. Участники конкурса вышли с песней:

Легко на сердце от песни веселой, Так почему бы нам всем не запеть? Коль любят песню деревни и села, То мы готовы все песней заболеть.

Потом все расселись по местам, и ведущий пропел о том, что наш конкурс записывается на магнитофонную ленту,....Наибольший отклик в этот вечер получила песня:

Оглядеться бы, опомниться И понять, что, как и где, У меня теперь бессонница Вот уж несколько недель.

Интуицией направленный,

Пробиваю стену лбом

И твержу себе: все правильно,

Все окупится потом.

Действительно, ни оглядеться, ни опомниться нет времени не только у автора песни, но и у большинства ребят. В этом мы уверены. Нагрузка так велика, а результаты по сравнению с ней так мало ощутимы, что тренинг похож на «пробивание стены лбом». Помогает жить тайная надежда, что «все оку­пится потом».

Однако первое место получила другая песня, песня о му­жестве и упорстве.

Живя тысячелетия,

Мир был доволен всем —

Он думал, что на свете

Чудес всего лишь семь.

Но празднично и трудно

В течение веков

Живет восьмое чудо

Для верящих в него.

Оно — театр, восьмое чудо света!

Каких еще не ведала планета!

Мы, веря и надеясь,

Судьбу берем в штыки.

Пока не чародеи,

Еще ученики.

Настанет срок и нашим

Свершениям надежд.

Мир будет ошарашен

Открытием чудес.

Ведь наш театр — восьмое чудо света,
Каких еще не ведала планета!

Были присуждены первые места за шуточную песню, за му­зыкальность, за исполнение, за активную помощь товарищам. Премию получил и ведущий конкурса. Кроме того, была при­суждена антипремия — за оригинальничанье. Ее получил сту­дент, исполнявший первую песню без слов, а вторую — без мелодии.

Конкурс песни был хорошим учебным массовым упражне­нием, во всех отношениях полезным — и как тренинг музы­кальности, и как организованный и продуманный массовый этюд, и как духовное общение друг с другом. Было много выдумки, юмора. Подобные начинания сплачивают коллектив, продолжают ученический тренинг по всем направлениям.

На следующий день нас пригласили в студию на вечер праздничных сюрпризов. Присутствовало довольно много гостей из театра и педагоги вспомогательных дисциплин. Этот показ был принципиально неверным и, несмотря на праздничную атмосферу и воодушевление у студентов и у гос­тей, надо было сказать о нем горькую правду. Студенты уже должны понимать, что каждое публичное выступление —про­должение процесса обучения и должно обсуждаться с этой точки зрения. Надо настойчиво с первых дней учить ребят выслушивать в свой адрес вещи не очень приятные, а иногда и просто горькие.

Любое публичное выступление предполагает определен­ный уровень умения. Но если конкурс песни удался, так как не завышал возможности учащихся на сегодня, то сюрприз­ный вечер публикации не подлежал, и гости были преждевре­менны. Сказались тщеславная суетливость.. и некритичное от­ношение к себе. И если ошибки на уроке учат, то ошибки выступления, да еще «успешного» — отбрасывают назад. В на­шем деле настроить инструмент актерской природы очень трудно, на это требуются месяцы, а расстроить его можно в один миг.

Мы часто говорили о дилетантизме, поверхностном знании вопроса, приблизительном умении — «Мы все учились понем­ногу, чему-нибудь и как-нибудь».

Вечер праздничных сюрпризов наглядно показал, что та­кое дилетантизм. Неполадки, огрехи, суета, «милые заба­вы» — детишки нарисовали себе усы, нарядились кто во что мог, что-то поют, что-то говорят. В конце концов не смер­тельный грех, если подобные выступления шли бы с ощу­щением пробы. Но когда это делается с апломбом, напоказ, — это опасно.

— «Я умею свистеть, перед сном всегда посвистываю, хо­тите я вам посвищу?» — и идет на сцену. Преступная эксплуа­тация неумения. Наивность, детскость — это прекрасно, но ин­фантильность—уродство. Безответственная ответственность должна присутствовать во всех показах. Безответственно, т. е. легко, свободно, без напряжения, искренне, сколько могу се­годня. Но и ответственно одновременно, это значит — проду­манно, отрепетированно, серьезно.

Нельзя быть в позиции — «сейчас пущусь под откос, вот здорово будет! Может, голову, может, ноги сломаю. Ух, как я сейчас выдам! За вкус не ручаюсь, а горячо будет!»

Выступление требует организации и управления. Нельзя безоглядно ждать, куда занесет интуиция и чувство. Любой

творческий сюрприз, коллективный или персональный, должен быть в соответствии с тем, что дается на уроках актерского мастерства. Тогда они полезны и даже необходимы.

Естественно, что учащийся еще не владеет мастерством, но хороший вкус и культуру он должен проявлять в любом твор­ческом деле. Начало культуры лежит в уважении окружаю­щих, вежливости, опрятности, в ответственности при самых «безответственных» забавах.

Обсуждая любую творческую затею, анализируешь не только результаты работы, но и этические вопросы. «Мораль­ный душ», адресованный всем и каждому, необходим в кол­лективном деле, которое очень страдает от неорганизованнос­ти, эгоизма его участников. Человек слишком занятый собой, мало успевает для себя. Как ни странно, альтруизм актерской профессии уживается с «эгоизмом» — «быть как можно лучше самому, чтобы как можно больше дать другим». Заниматься' собою, делать себя лучше не зазорно ни студенту, ни молодо­му актеру, ни мастеру. Поэтому мы смело предлагаем жить и работать по принципу — «кто палку взял, тот и капрал», т. е. инициативно, активно, но без грубости, не расталкивая това­рищей локтями. Мы призываем к работе, но не к бестактности. Напротив, -необходимо постоянно воспитывать чуткость к то­варищу (ведь он кроме всего прочего твой будущий партнер), солидарность и взаимовыручку. Артист должен быть челове­ком интеллигентным, тонким. Актерский «эгоизм» подразуме­вается в положительном смысле, может быть, это надо как-то иначе назвать, но дело не в словах, а в сути вопроса. Не за­бывая себя, уважай своих коллег. Учись сдержанности. Не суди резко, безапелляционно. Не надо быть излишне катего­ричным. Ведь это творчество. Любой вопрос творчества не дважды два четыре. В искусстве дважды два может быть и пять. Чуткая, богатая натура не глуха к полутонам. Как важно тренировать чуткость к полутонам. Но нельзя зани­маться самоедством, впадать в рефлексию. Больше увереннос­ти в себе (не самоуверенности — это нахальство, наглость), а уверенности в свои силы, в возможность совершить и до­биться многого.

Воспитывать актерский характер очень помогают дневни­ки. Читаю их с огромным интересом (очень помогают понять ученика), хотя хороших немного. Кстати, оценка дневнику да­ется не за литературное качество, а за прилежание и объем, отражающий процесс обучения, самовоспитания. Конечно, дневник вести трудно, но он тренирует волю, систематизирует знания, организует и направляет усилия. Дневник надо вести для себя. Это рабочий, творческий дневник, он фиксирует не переживания, а деятельность, оценивает с точки зрения учащихся уроки мастерства. Плохой дневник обнаруживает не­добросовестность и слабость усилий по самовоспитанию.

В письме В. Ф. Комиссаржевской одному из актеров описа­на поучительная история. «Где-то жил бедный скульптор. Однажды он весь вечер провел за работой. К ночи вдруг уда­рил мороз. Глина не высохла, — скульптура могла разрушить­ся. И потому художник не мог заснуть. Наконец он встал и на­крыл скульптуру своим единственным одеялом. Наутро его нашли мертвым». Такую жертву принес этот скульптор искус­ству. Над этим надо задуматься. Ведь рано или поздно, жертвовать придется. Либо искусством, либо ради него.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.