Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в целостном образовательном процессе






1. Сущностная характеристика понятия «воспитание»

2. Особенности воспитания

Если человек совершает хороший поступок, то говорят: «его хорошо воспи-тали».

Так что же такое воспитание? Почему мы так часто обращаемся к этому по-нятию и в обыденной жизни и в науке?

В нашей жизни драматическим образом переплетаются различные типы личностей – от всесторонне развитой, думающей, творческой до уродливой, при-способленческой, суеверной, патологической, агрессивной… И все это – резуль-тат воспитания.

Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к опреде-лению воспитания. Обратимся к истории и посмотрим, как понимали великие пе-дагоги прошлого воспитание. Так, английский педагог Джон Локк считал, что «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются добрыми или злыми – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».

Французский педагог и просветитель Ж-Ж Руссо призывал:»Любите детст-во, берегите его – не насилуйте природу ребенка, следуйте за ней».

Основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский подчерки-вал:»Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ре-бенка»

В.А. Сухомлинский, наш современник, педагог сердце которого было отда-но детям, утверждал: «Воспитание – это прежде всего человековедение. В воспи-

 

 

тании нет главного и второстепенного. В нем все главное - и развитие интересов детей, и взаимоотношение, и общение, все».

Крупнейший теоретик и практик воспитания А.С. Макаренко считал: «Пра-вильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять допущенные в раннем дет-стве ошибки, а в том, чтобы не допускать этих ошибок».

Традиционно воспитание рассматривается в широком и узком смысле. Вос-питание в широком смысле слова – это приобщение школьников к социальному опыту, накопленному человечеством. В узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей определенную систему взглядов, убеждений, качеств..

Слово «воспитание» происходит от русского слова «воспоить», «воскор-мить», «вырастить», «взрослить». Долгие годы под воспитанием понимался педа-гогический процесс воздействия на личность. Сегодня «понятие воспитания» пе-реосмыслено. Сегодня с точки зрения педагогической науки, воспитание – это це-ленаправленное развитие личности с целью усвоения ею социально-нравственных ценностей и образцов поведения на основе жизнедеятельности в определенных материальных, духовных и организаторских условиях. (А.В. Мудрик).

Воспитание тесно связано с такими понятиями как: процесс воспитания, воспитательный процесс, образование.

Процесс воспитания – это сознательно организуемое взаимодействие педа-гогов и учеников, организация их деятельности по овладению социальным и ду-ховным опытом, ценностными отношениями. (И.Ф.Харламов)

Воспитательный процесс – это широкое и многостороннее взаимодействие детей в качестве активных субъектов деятельности с окружающий природно-социальной средой, окружающими взрослыми людьми. (Б.Т. Лихачев).

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в ин-тересах человека, общества и государства..(закон РФ «Об образовании»)

Воспитание - это сложный процесс, оно имеет свои особенности:

 

 

1. Процесс воспитания многосторонний, многоплановый. Он осуществляет-ся в семье, школе, в системе дополнительного образования, в социуме.

2. Воспитание – это длительный, динамичный, непрерывный процесс. Его результаты мало заметны для вашего восприятия; он направлен в будущее. По-этому его надо осуществлять, исходя из потребностей сегодняшнего и завтрашне-го дня.

3. Воспитание имеет ступенчатый характер (первоначальные представле-ния, простейшие навыки, умения, убеждения, привычки поведения. Эти ступени тесно взаимосвязаны

4. Воспитание - это двухсторонний и активный процесс. (самовоспитание + целенаправленное педагогическое взаимодействие.

5. Концентризм в содержании воспитательной работы (к одним и тем же качеством личности приходится возвращаться неоднократно).

6. Эффективность воспитательного процесса зависит от сотрудничества, координации усилий всех социальных институтов воспитания.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер. Так, например, в рабовла-дельческом обществе были широко известны афинская и спартанская системы воспитания, каждая из которых имела свои цели.

В современной педагогике утверждается гуманистическая парадигма воспи-тания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.), в основе ее модели – личностно-гуманистический подход, который определяет отношение педагога к ребенку как субъекту собственной жизнедеятельности, как личности, способной к самоопределению самовоспитанию, самореализации при педагогической поддержке учителя.

В воспитании личности «растущего» человека (Д.И. Фельдштейн) важно все: социализация, формирование ценностных ориентаций, жизненной позиции, научное мировоззрение, базовые потребности, общая культура. Сегодня ребенка надо учить учиться самостоятельно; надо учить быть успешным; надо, чтобы че-

 

 

ловек был духовно-нравственной и конкурентно-способной личностью. При этом воспитание рассматривается как: 1) педагогический процесс, который включает такие компоненты, как цель, содержание, формы, методы и результаты;

 

2) как вечная, общая и конкретно-историческая категория;

3) как результат – воспитание культуры человека, его ценности, образа жизни.

Главная цель воспитания – создание условий для саморазвития чело-века как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, то есть подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в обществе, чтобы человек сумел реализовать себя в сфере культуры, трудовой деятельности, был способен приумножить общественные ценности.

Заканчивая лекцию о воспитании, обратимся к великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который писал: «Искусство воспитания имеет ту осо-бенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним зна-ком, теоретически и практически… весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специаль-ные знания». 34






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.