Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8 Концепций воспитания в отечественной и западной педагогике.






1. Понятие «концепция»

2. Анализ современных концепций воспитания

Модернизация образования, ставшая стратегическим направлением обнов-ления образовательной сферы, основывается на глубоких научных исследованиях, касающихся прежде всего концептуального осмысления воспитания как важней-шего педагогического феномена. К исследованиям подключились ведущие отече-ственные ученые, работающие (и это очень важно) в тесном контакте с педагога-ми-практиками. Это привело к тому, что в России за последние пятнадцать лет появилось более десятка концепций воспитания, что ни в коем случае не свиде-тельствует о несостоятельности педагогической науки. Учитывая, что в настоя-щее время большинство ученых и практиков выступают против создания одной (единой) модели или программы воспитания, следует считать вариативность предложенных концепций разумным стремлением сделать процесс воспитания процессом творческим, открывающим перспективу повышения его эффективно-сти в соответствии с требованиями времени.

Что же представляют собой современные концепции воспитания, какова их суть, позволяющая оценить их жизнеспособность, значимость, актуальность?

Напомним, что под концепцией понимается система взглядов, ведущий за-мысел, основная руководящая идея. Исходя из этого, концепцией воспитания сле-дует считать «систему взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержания и спосо-бы организации, критерии и показатели их эффективности» (Е.Н. Степанов, Л.М. Лужна: - Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – Москва, 2002, с.5). В данном учебном пособии концепции представлены кратко и отраже-ны лишь суть их. Более подробно с ними можно ознакомится в названной выше книге. Следует подчеркнуть, что перечисленные здесь концепции имеют гуманистическую направленность и не противоречат основному замыслу

 

 

стическую направленность и не противоречат основному замыслу модернизации образования.

Итак, рассмотрим некоторые из них.

1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

В этой концепции воспитание рассматривается как управление процессом развития личности, ее социализации. Личность ребенка находится в центре про-цесса воспитания, главное в котором – создание условий для целенаправленного, протекающего под социальным и педагогическим контролем систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуально-сти. Популярное изложение концепции можно найти в книге ее авторов «Воспи-тание? Воспитание… Воспитание!» (М., 2000).

2. Системно (социально) – ролевая концепция развития личности (автор Н.И. Таланчук).

Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование ос-воения личностью системы социальных ролей, неизбежно выполняемых челове-ком в семье, коллективе, мире и Я-сфере. Подготовка к «проживанию» этих ролей и есть наиважнейшая задача воспитания.

3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е. Щуркова).

Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное, организо-ванное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современно-го общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает «предъяви-телем культуры». В цели воспитания Н.Е. Щуркова закладывает триединство ра-зумного, духовного и творческого: жизнь, достойная Человека, - это, по ее мне-нию, жизнь, простроенная на вечных ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и на служению им.

 

 

4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности (автор Е.В. Бондаревская).

По мнению Е.В. Бондаревской, человек формируется полностью тогда, ко-гда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру соз-дает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогиче-ской помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентифика-ции, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на слове «помощь», имея в виду активную позицию са-мого ребенка, которому важно предоставить некое «пространство свободы», что-бы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душев-ной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам.

5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор О.С. Газман).

О.С. Газман определяет воспитание как специально организованный про-цесс предъявления социально значимых, одобряемых обществом ценностей, нор-мативных качеств личности и образцов поведения активной педагогической под-держки. При этом такая помощь, такая поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адап-тироваться не только в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.

К числу достаточно известных концепций можно отнести «Концепцию са-мовоспитания школьника» (автор Г.К. Селевко), «Концепцию воспитания на ос-нове потребностей человека» (автор В.П. Созонов), «Концепцию трудовой подго-товки школьника» (автор А.А. Сидельковский) и др.

Анализ представленных в педагогической литературе концепций позволяет сделать вывод: все они основаны на гуманистической трактовке воспитания, на бережном отношений к личности ребенка, на целенаправленном подходе к орга-низации воспитательного процесса. Бесспорно, все концепции заслуживают вни-

 

 

мания и признания и могут служить ориентирами в творческой реализации изло-женных в них положений.

При этом очень важно, что вышеперечисленные концепции выступают ос-новой для разработки общей концепции воспитания и исходят их того, что веду-щей целью воспитания сегодня является – создание условий для самореализации человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Определенные идеи концепции воспитания сегодня широко реализуются по воспитанию и в опыте известных педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, В.Д. Шаталов, М.П. Щетинин и др.), кото-рых объединяет главное – уважение к личности ребенка его индивидуальности, и требования к нему новых программах по воспитанию.

6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М. Коро-тов, Б.Т. Лихачев).

Концепция предполагает саморазвитие личности школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание – это общественное, исторически сложившиеся явление. Воспитание – это педагогический процесс. Воспитание – это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.

7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современ-ном обществе А.А. Бодалев (авторы: З.А. Малькова, Л.И. Новикова).

В данной концепции обосновываются эффективность гуманистической вос-питательной возможности школы и роль учителя как старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку; взаимодействие, со-творчество, сотрудничество.

8. Концепция самоопределения личности (А. Тубельский).

Данная концепция предполагает личностное, личностное, жизненное, про-фессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутрен-нюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений.

 

 

9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В. Гав-риловец).

Конструирование своего «Я» - главное в воспитании. Систематическое са-мопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек – чело-век. Формирование «Я-концепций», «Я-личность».

10. Концепция трудовой подготовки молодежи (А.П. Сидельковский)

Принималось много документов и постановлений о труде воспитанников, но результатов нет. Пора, считает автор, не говорить о трудовой подготовке, а дать детям конкретное дело; не воспитывать любовь к труду, а воспитывать в трудовой деятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.