Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогика в системе наук о человеке.
1. Становление и развития педагогической науки 2. Предмет, объект и основные категории педагогики Среди многих наук занимающихся изучением человека, есть только одна, для которой «человек – это предмет воспитания» (К.Д. Ушинский), которая ис-следует становление, развитие, воспитание человека, формирование его как лич-ности - это педагогика, наука об образовании, обучении и воспитании. Свое на-звание педагогика получила от греческого слова «пайдос» (дитя) и «ачейго» - ве-дение («адо» -вести) и в дословном переводе означает «детовождение» (кстати, в Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал сына своего хо-зяина в школу. С развитием общества, в связи с переоценкой социальной роли пе-дагога было по-новому осмыслено и само понятие: слово педагог стало употреб-ляться для обозначения искусства вести ребенка по жизни, то есть обучать, вос-питывать, развивать духовно и физически. В.А. Сластенин в учебнике «Психология и педагогика» (Москва. Academa, 2003) отмечает, что во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на-стоящем времени существует 3 концепции. Представители первой фактически отрицают педагогику как самостоятель-ную теоретическую науку, отводя ей роль междисциплинарной области человече-ского знания. Сторонники второй рассматривают педагогику как прикладную дисципли-ну, функция которой «состоит в опосредованном использовании знаний, заимст-вованных из других наук (психология, естествознания, социологии и др.) и адап-тированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспита-ния»
И, наконец, в соответствии с третьей концепцией педагогика представлена самостоятельной научной дисциплиной, и эта точка зрения, естественно, находит наибольшее признание. Говоря о педагогике в данном учебном пособии, мы разделяет позицию тех, кто считает ее достаточно специфичной, но имеющей право на самостоятельное существование наукой с присущим ей объектом и предметом изучения, со свойст-венными ей функциями и методами исследования. Объектом педагогики (а это область действительности, которую исследует данная наука) принято считать «явления действительности, которые обусловли-вают развитее человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельно-сти общества» (Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2003). Таким явлением действительности признано образование как целенаправленный процесс воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе-мый педагогический процесс, который имеет место и осуществляется в семье, об-разовательных, культурно-воспитательных учреждениях и т.д. Осмысление таких важных с методологической, научной точки зрения кате-горий, как объект и предмет педагогики, позволяет сделать вывод: педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образова-тельного процесса, разрабатывает технологию его организации, формы и методы педагогической деятельности. Педагогическая наука осуществляет рад функций, среди которых ученые выделяют три, свойственных именно педагогике. Теоретическая функция – состоит в изучении и анализе теоретических ас-пектов педагогики.
Прогностическая функция – связана с прогнозированием развития педаго-гических явлений и ситуаций, с обоснованным предвидением результатов педаго-гической деятельности. Практическая (или преобразовательная) функция – связана с реализацией фундаментальных теоретических положений педагогической науки на практике. Следует отметить, что приведенный выше перечень функций педагогики не является единственным, окончательным и варьируется в ряде учебных пособий, дополняя функции ссылкой на уровни их реализации. Это нормальное явление, ибо педагогики – наука развивающаяся, постоянно совершенствующаяся. Об этом свидетельствует многовековая история становления и развития педагогической науки. Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда на заре человечества передача социального опыта от старшего поколения к младшему происходило интуитивно, основываясь на желании выжить в суровых условиях борьбы со стихией. Позднее, с появление дописьменной народной педагогики (термин «народная педагогика» был введен в научный обиход К.Д. Ушинским во второй половине XIX века) нравственные заповеди как результат оформления основанной на опыте педагоги-ческой мысли получили распространение у различных народов в виде пословиц, поговорок и других форм фольклора – устного народного творчества. В течение нескольких веков, предшествующих новой эре, педагогические обобщения были сделаны известными философами-мыслителями Сократом (469-399 гг. до н.э.), Платоном (427-347 гг. до н.э.), Аристотелем (387-322 гг. до н.э.), Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Достаточно длительное время педагогическое знание находилось в руках деятелей церкви: Августин (354-430 гг. н.э.), Фома Ак-винский (1225-1274 гг. н.э.) обогатили педагогическую теорию новыми идеями в основном догматического характера. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв. н.э.) внесла в сферу педагогических идей гуманистическую струю, связанную с реализацией главенствующей в трудах пе-дагогов этого времени воспитательной цели – формирования гармонически и все-
сторонне развитой личности. Эти идеи нашли свое отражение в трудах итальян-цев Витторино-де-Фельтре, французов Франсуа Рабле и Мишеля Монтеня, англи-чанина Томаса Мора и голландца Эразма Ротмердамского. Теоретические философские труды и педагогический практический опыт, накопленный человечеством, позволили выделить педагогику из философии и оформить ее как самостоятельную науку. Это сделал великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), которого и принято называть основоположни-ком педагогической науки. Многие его идеи не утратили своей актуальности и значения до сих пор и являются золотым фондом педагогической теории. Дальнейшее развитие педагогической науки связано с плеядой замечатель-ных мыслителей, таких как Ж.Ж Руссо, И.Г. Бесталоции, Джон Локк, Адольф Дистервег, Роберт Оуэн и др. Весомый вклад в научное осмысление педагогиче-ских явлений и закономерностей внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. В России педагогическая мысль развивалась достаточно равномерно: от идей народной педагогики до серьезного научного осознания. Толчком к интен-сивному развитию культуры и просвещения в русском государстве явилось при-нятие христианства (988 г.), и уже в XI веке появилось «Поучение Владимира Мономаха детям», ранее – педагогические сборники «Изамрагд», «Златоуст», «Златоструй». Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый М.В. Ломоносов; много ценных педагогических идей находим мы в тру-дах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Од-нако основателем научной педагогики в России по праву следует считать К.Д. Ушинского, продолжившего традиции русского просветительства, направленные на поиски педагогических решений социально-политических проблем. Современная педагогическая наука опирается на идеи Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля, основывается на педагогическом наследии П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацко-го, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, использует результаты исследований П.П. Блонского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернера, М.С. Скаткина и многих
других талантливых педагогов, обогативших педагогическую теорию и практику; среди которых В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, современные педагоги-новаторы. В данной лекции сделан лишь краткий обзор истории становления и разви-тия педагогической науки: более подробно о ее эволюции и ее творцах речь пой-дет в специальном учебном курсе «История образования и педагогической мыс-ли». Успех современных педагогических исследований во многом обусловлен тем, что сегодня педагогика представляет собой науку, теснейшими узами связан-ную со многими (практически со всеми) сферами человеческого знания, но преж-де всего с теми науками, которые изучают человека во всем разнообразии его бы-тия. При этом педагогика остается самостоятельной наукой, имеющей огромное значение в решении архиважной задачи – воспитания человека, гражданина, творца как целостной человеческой личности. Педагогика использует материалы и данные других наук на основе строгого их отбора, специальной педагогической переработки, с обязательным определе-нием и границ и условий применения их как в теории, так и на практике. Следует отметить и разветвленность современной педагогической науки, связанную с тем, что на основе базовой научной дисциплины (ей является общая педагогика) разрабатываются отдельные направления, имеющие свою специфику, но подчиняющиеся общим педагогическим законам. Традиционно общая педагогика включает в себя следующие разделы:
− общие основы педагогики; − теорию обучения (дидактика); − теорию воспитания; − управление образовательными системами. Но расширение границ педагогического пространства, сферы педагогиче-ского влияния обусловило появления других важных направлений в педагогиче-ской науке. Речь идет о возрастной педагогике, педагогике коррекционной и
социальной, об истории образования и педагогической мысли, о семейной педаго-гике, частных методиках и о серии так называемой отраслевой педагогики (воен-ная, производственная, спортивная и т.д.). Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается: появление новых отраслей обусловлено развитием общества и научного знания.
|