Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения личности.






1. Сущность образования. Его исторический характер

2. Гуманизации и демократизация образования

Понятие «образование» (перевод с немецкого «bildung») происходит от сло-ва «образ», которое, на наш взгляд, как нельзя лучше отражает сущностные ха-рактеристики этого понятия. И в самом деле, создавать идеальный образ, модели-руя его и превращая идеал в реальное воплощение замысла, есть одна из важней-ших задач педагогического (образовательного) процесса.

В современной педагогической науке образование рассматривается как со-циально-исторический феномен, и это справедливо, ибо образование представляет собой особую сферу социальной жизни, решающую задачи социализации лично-сти, и прошло как социальное явление длительного пути исторического развития. Корни образования уходят в глубокое прошлое, когда процесс передачи знаний (обучение) и социального опыта (воспитание) выделился из других видов жизне-деятельности общества. Впрочем, процесс этот назывался в течение длительного времени воспитанием, емко вмещая в себя и образовательные, и обучающие зада-чи. Понятие «образование» как «формирование духовного или телесного образа» ввел в педагогический словарь швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци в начале XIX века, в Росси первое упоминание этого термина связано с именем из-вестного отечественного педагога Н.И. Новикова (XIX век).

Следует отметить, что с тех пор соотношение понятий «образование», «вос-питание» и «обучение» стало предметом многочисленных научных дискуссий, что свидетельствует о том, что эти понятия в разных контекстах употребляются в различных значениях. Приведем несколько определений понятия «образование» и связанных с ним педагогических явлений.

 

 

Проф. В.А. Сластенин определяет образование как «единый процесс физи-ческого и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловлен-ные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социаль-ные эталоны». (стр. 135).

Проф. Л.П. Крившенко указывает на то, что образование – «это относитель-но самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными зна-ниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическим строем конкретного общества и уровнем его ма-териально-технического развития» (с. 30).

Оба педагога-исследователя подчеркивают социальный характер образова-ния, его обусловленность потребностями и запросами конкретного общества; В.А. Слатенин акцентирует внимание на том, что образование представляет собой ди-намично развивающийся целенаправленный процесс, формирующий человека как личность. Л.П. Крившенко прямо указывает на то, что понятие «образование» шире понятия «воспитания» и «обучение» и включает их как необходимые сущ-ностные компоненты.

Образование как процесс определяется в некоторых педагогических источ-никах в качестве социально организованного взаимодействия педагогов и воспи-танников в ходе реализации содержания и задач воспитания и обучения.

Несколько иной оттенок имеет понятие «образование» в контексте опреде-ления его как результата педагогического процесса: в данном случае речь идет о характеристике достигнутого уровня образованности.

Нам представляется, что и то и другое семантическое (смысловое) значение термина «образование» имеет право на использование его в конкретном контек-сте.

 

 

С понятием «образование» тесно связаны другие понятия – «образованная личности», «образованный человек», «образованность личности». Было бы непра-вильным считать, что всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Образованность характеризуется не только суммой знаний и уме-ний: она требует высокого уровня духовности и нравственности (вот в чем прояв-ляется органическое единство воспитания и обучения; воспитанности и обученно-сти в педагогической идее образованности личности). Сказанное выше позволяет сделать вывод: несмотря на то, что термином «образование» оперируют многие науки, только для педагогики образование является центральной, основопола-гающей категорией и изучается ей как общественное явление и педагогический процесс.

Ранее уже говорилось о том, что образование прошло длительный истори-ческий путь своего развития, следовательно, является категорией динамичной. На разных этапах развития человечества к образованию предъявлялись разные требования, актуализировались различные его функции.

Современная отечественная педагогическая наука одним их стратегических направлений организации образовательной сферы считает гуманизацию образо-вания.

Гуманизация образования – это направленность образовательного процесса на признание человека высшей ценностью и высшим смыслом жизни, ориентация на уважение свободы каждого человека. Гуманизация основывается на ряде по-ложений, которые можно считать принципами, и предполагает:

 

− признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе;

− учет образовательных мотивов, интересов и потребностей воспитанника;

− создание комфортных условий (гуманизацию образовательной среды) для реа-лизации личностных образовательных потребностей;

− соблюдение прав и свобод воспитанника в образовательном пространстве.

Проф. В.В. Николина подчеркивает, что гуманизация отечественного обра-зования является объективной потребностью нашего времени и связана с необхо-

 

 

димостью «решения глобальной проблемы утверждения в современном мире гу-манистических ценностей» («Воспитание будущего учителя, идеи, ценности, ори-ентации», Н.Новгород. 2001). По мнению, исследований актуальность, перспек-тивность и результативность образования зависят от того, насколько присвоены личностью гуманистические идеи и связаны с ними гуманистические ценности, такие, как достоинство, доброта, духовная культура, умение использовать свободу и распоряжаться ей, любовь к природе, забота и поддержка тех, кто рядом – сло-вом, универсальные общечеловеческие ценности, которые востребованы любыми социальными системами.

Таким образом, гуманизм является методологическим обоснованием обуче-ния и воспитания, духовно-нравственным стержнем становления личности. И следует отметить, что концепция модернизации образования и образовательной сферы, осуществляемая сегодня с нашем обществе, базируется на гуманистиче-ской личностной ориентации образования как общественного явления и целена-правленного процесса воспитания, обучения человека.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.