Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сандхи согласных 5 страница






Существуют, наконец, отдельные основы с суффиксами сравнения, которые не связаны ни с глагольными, ни с адъективными корнями, например: jyā yas- 'более могучий', jyē stha- 'самый могучир'— ср. существительное jyā - 'власть' в составе сложных слов; n€dī yas - более близкий', nedlstha- 'совсем близкий', grē yas- 'более прекрасный', ž r €š Ē ha - 'прекраснейший'— ср. существительное grī - 'блеск', 'красота'.

ВТОРИЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Вторичное словообразование в ведийском языке характеризуется некоторыми формальными особенностями, отличающими его от первичного и в некоторых отношениях напоминающими трактовку именных основ при словосложении. При этом, однако, данные особенности не являются строго обязательной, неотъемлемой чертой вторичного словообразования, а лишь отчетливо выраженной тенденцией. В результате остаются некоторые случаи, лишенные формальных указаний на характер словообразования.

Эти особенности сводятся к следующему.

Трактовка конечного элемента основы. Конечные -а- и mi- именной основы исчезают перед вторичным суффиксом, начинающимся с любого гласного или с полугласного у- (который


здесь морфологически трактуется так же, как гласный вариант фонемы I), в то время как конечный -и- именной основы обычно бывает представлен ступенью гуна -av-, например: ratldra- 'подобный Рудре' (ср. rudrd — Рудра), asuryā - 'асу-рический мир' (ср. ā sura- 'асура'), suhā rda- 'добросердечный' (ср. hā rdl- 'сердце'), sakhyā - 'дружба' (ср. sakhi- 'друг') и др., но ģ dh v ary a va- 'служба жреца-адхварью' (ср. adhryķ -), ппа-va- 'свойственный человеку' (апи- 'человек'), pa, Ģ avyā - 'стадо' (ср. paž ķ - 'скот') и др. Следует отметить, что гунирование конечного -и- в этих условиях является лишь тенденцией, и в ряде случаев встречается трактовка этого звука, соответствующая правилам сандхи, например: tū nva- 'собственный' (ср. ^«й 'тело', 'сам'), paldvd- 'принадлежащий Педу' (ср. pē dā —пот. рг. человека), yā dva- 'относящийся к Яду' (ср. уйаи —пот.рг. племени) и др. Остальные конечные гласные основы имеют форму, которой требуют правила сандхи.

Если основа на согласный подвержена чередованиям, то перед вторичным суффиксом она обычно бывает представлена слабым звуковым видом, например: pitŗ tama- 'самый отеческий', mā tŗ tama- 'самый материнский', рНгуа- 'свойственный отцам', v idķ š Ē a r a- 'хорошо знающий' и др. Основы на -п- чаще бывают представлены ступенью гуна, например: girsaņ yā - 'головной', subrahmaņ yd- 'прекрасное моление', romdņ vat- 'волосатый' и др., но также vŗ sņ ya- 'бычья сила' и др.

Возможны отдельные случаи внешнего сандхи на границе исходной основы и вторичного суффикса, например: ŗ gmin- 'поющий' (ср. fkvan- id.), mŗ /гтауа- 'земляной' (основа mŗ d-) и некоторые другие.

Встречается удлинение конечного гласного основы перед некоторыми вторичными суффиксами: обычно перед -vin-, как в и bhayā v Ļ n - 'обращенный в обе стороны' (ср. ubhdya- 'обоюдный'), dvayā vin- 'неискренний', 'фальшивый' (ср. dvayd- 'двоякий'); часто перед -v ant -, -vari-, как в gdktī vant- 'сильный' (ср. даШ- 'сила'), №ņ ān - 'должный' (ср. ŗ ņ d- 'долг') и др.

Бывают случаи, когда исходная основа не употребляется самостоятельно, а реконструируется на базе сочетания со вторичным суффиксом, например, из saparyā - 'достойный поклонения', основа *sapar- 'поклонение'.

Вриддхи гласного первого слога основы, к которой присоединяется вторичный суффикс. Эта черта является широко распространенной, но не строго обязательной. Чаще всего усиление гласного первого слога происходит при употреблении суффиксов -а- и -уа- (последний обычно с абстрактным значением), а также суффиксов -йуапа-, -еуа-, -i- (с патронимическим или релятивным значением), в отдельных случаях с -ka~ (в по-слеведийский период связь вриддхи первого слога с -ka- становится более обязательной), а также с -па-, -га-, -tya-.

При вторичном словообразовании гласный первого слога уси-

ливается независимо от морфологической структуры исходной основы, т. е. от того, принадлежит ли он корню, префиксу или первому члену сложного слова. Вот некоторые примеры: alndra- 'индрический', 'как у Индры' (ср. indra-), straiņ a- 'женский' (ср. strt- 'женщина'), saumya- 'сомический' (ср. soma-, однако есть и somyd- id.)- ā rjuneyd- 'потомок Арджуны' (ср. ā rjti-па-), kā ņ vā yana- 'потомок Канвы' (ср. kaņ vd-), ū nustubha- 'подобный ануштубху' (ср. anustubh-), vaimanasyā - 'разброд мыслей' (ср. vimanas- 'растерявшийся'), daū rjī vitya- 'тот, кто вызывает состояние дурной жизни' (ЬаЬ.') и др.

Следует отметить, что если в префиксах nl-, vi- и адъективном префиксе su- в соответствии с правилами сандхи бывает согласный вариант фонемы -у- или -v-, то этот согласный, подобно гласному варианту, также может быть представлен ступенью вриддхи, например: naiyagrodha- 'связанный с деревом ньягродха' (ср. nyagrodha- 'Ficus indica'), v a iyaž vč - 'потомок ВьяшвьГ (ср. vydgva-), sauvaĢ vya- 'богатство из коней' (ср. svdgva- 'имеющий прекрасных коней') и некоторые другие (хотя здесь возможны и иные варианты)!

В сложных словах, имеющих вторичный суффикс, усилению подвергается обычно гласный первого слога первого члена, например: prā jā patyd- 'обряд Праджапати' (от prajapati-), va- Ī Ģ vā narā - 'принадлежащий всем людям' (имя Агни, от v'iģ vū -nara- id.), pautakratd —пот.рг. сына Путакраты (pū tdkra-ta-), gū rhapatya- 'господство в доме' (от gŗ hdpati- 'домохозяин') и др. В словах типа двандва (dvandva) возможно усиление начального слога и во втором члене, как в saumā patisņ d- 'связанный с Сомой и Пушаном', но это не обязательно — ср. maitrū varuņ d- 'связанный с Митрой и Варуной'. В отдельных случаях вриддхи имеет место, в первом слоге второго члена,, как в Ģ atū Ģ ā rada- 'длящийся сто осеней' (fatā - и gardd-).

Перемещение ударения. В большинстве случаев ударение в основах с вторичным суффиксом падает на иной слог, чем в исходной основе, и таким образом служит одной из формальных характеристик вторичного словообразования. Описать место ударения с помощью набора жестких правил, однако, не представляется возможным, скорее речь идет о ряде перекрещивающихся тенденций.

Если имеет место вриддхи гласного первого слога, то ударение обычно бывает маргинальным на первом или на последнем слоге в зависимости от места ударения исходной основы, например: йду'та- 'подобный Ашвинам'— agvin- nom.pr. богов-близнецов, Ģ Urada- 'осенний'— gardd- 'осень', но sā rņ manasya- 'единодушие'— sdrŗ imanas- 'единодушный', sā rameyd- 'потомок Сарамы'— sardmū - nom.pr. собаки и др. Эта тенденция, однако, осуществляется не вполне последовательно.

1 Bahuvrlhi; подробнее о типах сложных слов см. раздел «Словосложе-

ние».

157'


При отсутствии вриддхи гласного первого слога преобладает суффиксальное ударение, например: kakiibhd- 'выдающийся'— kakiibh- 'вершина', parusd- 'состоящий из сочленений'— parā s- 'сочленение' и др.

Наконец в ряде случаев в производной основе ударение сохраняет свое место по сравнению с исходной основой, например: vaitasd- 'тростник'— vetasd- id., isumant- 'снабженный стрелами'— isu- 'стрела', hesasvant- 'вооруженный'— hesas- 'метательное оружие' и др.

У основ с суффиксом -tā - ударение падает обычно на последний слог исходной основы, например: bandhū tū - 'родство'^ от bdndhu- 'родственник', mamā tā 'себялюбие' от тата 'мой' (редкий случай вторичного словообразования от флективной формы) и др.

Почти нет случаев, когда ударение является единственным средством различения первичного и вторичного значения, как в ^s a - 'демонический' от dū š ā - 'демон'.

Вторичные суффиксы в большинстве своем являются адъективными. Они образуют прилагательные от основ существительных (местоимений, числительных, неизменяемых слов) с широким кругом релятивных значений: происхождения, принадлежности, подобия и пр. При субстантивизации таких прилагательных формы мужского и женского рода становятся именами деятеля, а формы среднего рода — абстрактными именами.

Некоторые вторичные суффиксы образуют абстрактные существительные от прилагательных. Наконец, третья группа вторичных суффиксов не переводит произведенную основу в иной лексико-грамматический класс (существительное в прилагательное или наоборот), а выражает модификации лексического значения при сохранении исходной грамматической семантики класса (уменьшительное значение, степени сравнения).

Иногда вторичная субстантивизация производных основ приводит к стиранию разницы в значении между первичной и вторичной основами, например: bahdva- 'рука'— bā hii- id. faravyū - 'стрела'— garu- id. и др.

Суффикс -а- образует очень обширный и разнородный тип вторичных основ, сочетая в себе весьма различные функции. Это самый продуктивный из всех суффиксов. Для удобства описания вторичные основы на -а- целесообразно разделить на две части в соответствии с тем, имеет ли -а- самостоятельное деривационное значение или представляет собой чисто формальный элемент — тематический гласный, распространяющий менее продуктивные основы на согласный.

1. Суффикс -а-, присоединяясь к основам существительных (или субстантивизированных прилагательных), образует прилагательные с общим значением связи с тем, что выражено

J58

исходным существительным. В некоторых случаях происходит вторичная субстантивизация таких производных основ. Формально эти основы характеризуются большей частью усилением гласного первого слога, часто также перемещением ударения. Вот некоторые примеры: агапуа- 'расположенный в дикой местности'— йгапуа- 'дикая местность', gā ndharvd- 'относящийся к гандхарвам'— gā ndharvd- 'гандхарва' (nom.pr. класса полубогов), traistubha- 'имеющий размер триштубха'— tristiibh- 'триштубх' (название размера), parthiva- 'земной', т. 'житель земли', п. 'земное пространство'— pŗ thivt 'земля', sā pta-/sā ptd- 'семерка'— saptā - 'семь' и др.

В особую семантическую группу выделяется ряд основ, обозначающих происхождение, патронимические и метронимиче-ские имена, например: ā Ģ vamedhā - 'потомок Ашвамедхи'— ā Ģ vamedha- nom.pr. kā ņ vd- 'член рода канвов'— kdņ va- nom.pr., aidd- 'сын Иды'— Idā - nom.pr., gaucadrathā - 'потомок Шуча-дратхи'— Ģ ucā dratha- nom.pr. и др.

Небольшую группу составляют субстантивизированные имена с абстрактным или собирательным значением среднего рода, как, например: ā ntrd- 'внутренности'— ansar- 'внутри', pā rgvd- 'область ребер'— рагди- 'ребро', sadbhaga- 'благополучие'— subhdga- 'благополучный' и др.

К этой же группе относится ряд основ среднего рода с гласным ступени гуна в первом слоге, образующих ритуальный предмет, употребляемый определенным разрядом жрецов, или обязанности этого жреца: nestrd- 'сосуд для сомы жреца-неш-тара'; potrd- 'сосуд для сомы жреца-потара', 'обязанности по-тара'; hotrd- 'сосуд жреца-хотара', 'обязанности хотара' и т. п. Эти nom.abstr. исходят из соответствующих nom.ag. на -(ar-: nestar-, pō tar-, hotar-.

Основы без вриддхи гласного первого слога, в которых, однако, -а- имеет самостоятельное деривационное значение, единичны. Кроме упомянутых ранее, можно привести еще ta-masd- 'мрачный'— tdmas- 'мрак'. Следует учесть, что наличие вторичного суффикса -а- принято признавать во всех случаях, когда имеет место деривация значений, даже если основы являются минимальными парами, различающимися только местом ударения, как dū š a- adj.— dā sd- subst., или только ступенью гласного первого слога, как в maitrd- 'дружеский'— mitrā -'друг', хотя наличие суффикса здесь не очевидно. Его признают из системных соображений (в европейской традиции вслед за индийской), поскольку другие суффиксы перед вторичным -а- выпадают. Таким образом, можно утверждать, что в ведийском языке нет вторичного словообразования с помощью одной только внутренней флексии.

2. Суффикс -а-, присоединяясь к различным основам на согласные, выступает в роли формального распространителя основы, не влияющего на ее значение. Распространяя корневые


имена, этот суффикс далеко не всегда отличим от первичного суффикса -а-. Примеры такого -а- представлены в dā nta- 'зуб' (d č nt - ī d.), puda- 'нога' (pdd- id., N.sg. pū d), mā tnsa- 'мясо' (mā tņ s-/mā s- id.) и др. Исходной точкой для такой тематиза-ции могли служить отдельные морфологические неясные падежные формы типа A.sg.

Основы на тематический гласный возникают также в результате отпадения конечного согласного у основ на -п.-, что происходило обычно в составе сложных слов, например: adhi-rā jd- 'верховный царь'— rā jan- 'царь' (ср. трактовку этих основ в качестве первого элемента: raja-putrd- 'сын царя' и пр.).

Процесс тематизации основ, происходивший уже в РВ, в дальнейшем все более усиливался.

Суффикс -уа- и его варианты -iyd-, -iya-, имеющие также графическую форму -уа- (варианты с начальным гласным встречаются после тяжелого слога, но при дистрибуции форм на фонетические факторы налагаются также и грамматические предпочтение того или иного морфологического типа по отношению к определенному варианту суффикса), принадлежат к числу крайне распространенных и употребительных. С ним связан не менее широкий круг значений, чем с вторичным суффиксом -а-, различия касаются в основном употребительности отдельных структурных и семантических типов основ.

Наиболее многочисленную группу составляют основы на -уа- без усиления гласного первого слога. Большей частью это прилагательные с широким релятивным значением, небольшую часть составляют абстрактные имена среднего рода, а иногда также и женского рода с соответствующей формой суффикса -уа-.

Суффикс -уа- присоединяется к именным основам любой структуры и иногда выглядит как формальный распространитель основы. Конечные гласные исходной основы - а - и -i- перед суффиксом -уа- выпадают (этимологически основы на - а - возникли, видимо, как результат тематизации основ на -i-). Большая часть основ данной структуры в ведийском языке имеет акцент сварита на суффиксе.

Чередующиеся основы обычно бывают представлены слабым звуковым видом (основы на -п — ступенью гуна), например: агуа- 'благочестивый'— ari- id., dū tyā - 'обязанности вестника'— dā td- 'вестник', pagavyā - 'стадо', 'стойло'— paž ķ -'скот', pa rv atyā - 'заключенный в горах'— pdrvata- 'гора', rat-hyā - 'относящийся к колеснице', 'груз на колеснице'-— rdtha- 'колесница', ž ī r š aņ yč - 'головной'— gī rsdn- 'голова' и др. В иной графической форме тот же суффикс представлен в usriya- 'красноватый'— usrd- id., 'утренний', ksatriya- 'кшатрий' — ksatrd 'власть', yajniya- 'достойный жертв'— yajnd 'жертва' и др.

Определенная группа основ на -уа- данной структуры имеет

Л 60

маргинальный акцент удатта, перемещенный на начальный слог или на суффикс по сравнению с исходной основой, например, удатта на первом слоге: dā gya- 'заключенный в членах тела'-— angd- 'член тела', gdņ ya- 'состоящий из множества'— gana- 'толпа', 'множество', pitrya- 'свойственный отцам'— pitdr- 'отец' и др.; удатта на последнем слоге: di v - 'небесный'—- div- 'небо', kavyd- 'мудрый'— ka v Ļ - id., satyč - 'истинный' — sdt- id., 'сущий' и др. С переносом ударения на последний слог встречаются и основы с формой суффикса -iyd-\ agriyd- 'начальный'— agra- 'начало', indriyd- 'связанный с Индрой', 'природа Индры'— indra- nom.pr. бога и др.

Наконец, группа основ на -уа- сохраняет место ударения исходной основы, например: ibhya- 'принадлежащий к челяди' — ibha- 'челядь', ksdmya- 'находящийся на земле'— kš č m 'земля', vfsņ ya- 'могучий', 'бычья сила'— vŗ san- 'бык' и др.

Основы на -уа- с вриддхи гласного первого слога по структуре и значению аналогичны соответствующим основам на -а-. Они не так многочисленны, как основы на -а-, и среди них преобладают существительные с абстрактным значением, а прилагательных меньше. Вот некоторые примеры: atithyd- 'гостеприимство'— dtithi- 'гость', ā di T - nom.pr. класса богов, сыновей богини Адити — dditi- nom.pr. богини, jyaisthya- 'превосходство'— jyestha- 'лучший', dā rbhyd- 'потомок Дарбхи' — darbhd- nom.pr. человека, pū ncajanya- 'распространяющийся на пять родов'— ср. рапса, 'пять' и jdna- 'род', samrū jya- 'верховная власть'— samrū j- 'верховный царь' и др.

Притом что место ударения служит одним из критериев для классификации основ на -уа-, в ведийском языке встречается немало случаев акцентных вариантов одного и того же слова, как, например: gdvya-ļ gavyd- 'состоящий из коров', mitrya-ļ mitryd- 'дружеский' и др.

В небольшой группе имен суффикс -уа- выступает в функции первичного. Большинство из них имена среднего рода с абстрактным значением, употребляющиеся в качестве последнего члена сложных слов, например: v аsud€yа - 'дарение имущества' (dā - 'давать'), somapeya- 'питье сомы' (pā - 'пить'), hotŗ vū rya- 'выборы хотара' (v a r- 'выбирать') и др. Могут быть иногда имена женского рода на -уй-\ °yajya- 'почитание', °Л а Туй-'убийство' и др. Кроме них существует совсем небольшая группа имен разной структуры и значения, в которых -уа-, видимо, является первичным суффиксом, как в ndbhya- 'ступица колеса', рй& уа- 'цветок', tnddhya- 'середина' и некоторые другие. В первичной функции суффикс -уа- употребляется для образования от глагольных корней причастий долженствования. На суффикс -уа- в ведийском языке ориентируется ряд малоупотребительных суффиксов.

Суффикс -ī ya- встречается в немногих словах. В одном случае это ритмический вариант суффикса -уа-: ndvlya^tiā vya-

11 Зак. 80 161


'новый', в других — самостоятельный суффикс, как в arjī kiya- 'сосуд для сомы'— ā rjī ka- Ī d. или g№hamedh¥ yā - 'свойственный домашнему жертвоприношению'— gŗ hamedha- 'участвующий в домашнем жертвоприношении' или ā havan¥ yа — название жертвенного костра.

Суффикс -еуа- образует небольшую группу производных прилагательных, имеющих обычно вриддхи гласного первого слога. Часть их обозначает патронимические и метронимические названия. Некоторые функционируют как абстрактные существительные среднего рода. Ударение бывает чаще на последнем слоге. Вот некоторые примеры имен происхождения: асШеуа- 'сын Адити'— dditi- norn.pr., mā mateyd- — nom.rnetr. риши Диргхатамаса, sā rameyā - 'потомок Сарамы'— sarā mā - nom.pr., 'собака' и др.

Производные прилагательные на -еуа- нередко исходят из основ на -i-, например: ā rseya- 'потомок риши'— fsi-, gā rsteyd- 'происходящий от телки'— grsti- 'телка', таипеуа- 'состояние мудреца'— miini- 'мудрец' и др., но эта связь не обязательна — ср. sabheya- 'связанный с собранием'— sabhū - 'собрание'.

Суффикс -епуа- (результат контаминации суффикса с носовым и -уа-) в отыменном употреблении встречается в единичных случаях, образуя прилагательные, как в virenya- 'героический'— vī ra- 'герой', jā yenya- 'название определенной болезни'— jā yd- 'жена' и некоторые другие. Употребителен он в функции образования причастий долженствования от глагольных корней (в дальнейшем эта функция переходит к суффиксу -атуа-).

Суффикс -ayya-(l-ayiya-) аналогичен по своим функциям суффиксу -епуа-. Он редок в отыменных образованиях (почти все в РВ), как, например, dakš ģ yya - 'тот, кому надо услужить'— ddksa- 'искусный', rasdyya- 'сочный' — rasa- 'сок' и др., и более употребителен в функции образования причастий долженствования.

Суффикс -ауапа- образует основы с вриддхи гласного первого слога, ударением на последнем слоге и значением патронимических имен, например: kā ņ vā yana- 'потомок Канвы' — kdņ va- nom.pr. 'певца', ū musyā yaņ a- 'потомок такого-то'— атйпуа- G. sg. от adas- 'тот' и др. Суффикс малопродуктивен.

Суффикс -i- в качестве вторичного образует немногие патронимические имена от основ на -а- со ступенью вриддхи гласного первого слога под ударением, например: padrukutsi- 'потомок Пурукутсы'— purukdtsa- nom.pr. человека, plū yogi- 'потомок Плайоги'— playoga — nom.pr. человека и пр. Единственный случай непатронимического значения у этих основ — sū rathi- 'товарищ на колеснице'— sardtha- 'едущий на одной колеснице с кем-либо'.

Суффикс -in- образует многочисленные прилагательные от основ существительных на -а- и -а-, подвергающихся элизии

перед ним, редко от других типов основ. Этот суффикс очень продуктивен в ведийском языке. Основы на -in- являются посессивными прилагательными, означающими «снабженный тем, что выражено исходной основой». Они легко субстантивируются, функционируя как названия и имена одушевленных существ. Вот некоторые примеры от основ на -а-\ agvin- nom.pr. богов-близнецов— agva- 'конь', dhanin- 'богатый'— dhdna- 'богатство', patatrin-, parņ in- 'крылатый', 'птица'— pdtatra-, parņ d- 'крыло', vajrin- 'с дубиной грома' (прозвище Индры) — vdjra- 'дубина грома' и др.; от основ на -ā -: manī sin- 'мудрый'— manī sū - 'мудрость', mā yin- 'колдовской'— тпуа- 'колдовство' и др.; от других основ: khū din- 'украшенный ножными браслетами'— khā di- 'ножной браслет', retin- 'богатый семенем'— retas- 'семя', varmin- 'со щитом'— vdrman- 'щит' и др.

Суффикс -in- присоединяется к числительным, образуя прилагательное со значением «кратный», «-частный», например: gatiti- 'стократный'— gatd- 'сто', sahasrin- 'тысячекратный' — sahdsra- 'тысяча' и др.

Главная функция суффикса -in- вторичная, но он функционирует в определенной части случаев в ведийском языке и как первичный, присоединяясь к глагольному корню и образуя отглагольные прилагательные, близкие по значению к причастиям несовершенного вида, например: nitodin- 'колющий', madin- 'опьяняющий', havln- 'зовущий' и др. О том, что некоторые из этих основ представляют собой «квазипервичные» образования, можно предположить по трактовке конечного палатального согласного отдельных корней: arkin- 'блестящий', 'поющий' (ср. arka- 'блеск', 'луч', 'хвалебная песнь') и arcin- 'блестящий' (ср. arci-, arcls- 'луч', 'пламя') — корень агс- 'блестеть', 'воспевать'; virokin- 'светящийся' (ср. virokd- 'свет') — корень гис- 'светить' (ср. rocis- 'свет').

Суффикс -min- (результат контаминации суффикса с -т- и -in-) встречается в нескольких словах — посессивных прилагательных: ismin- 'спешащий', ŗ gmin- 'воспевающий', притом что соответствующие существительные с суффиксом -та- не засвидетельствованы.

Суффикс -vin- образует немногочисленные основы прилагательных с тем же значением, что и -in-. Этот суффикс присоединяется прежде всего к основам на -as-, как namasvin- 'почтительный'— vdmas- 'почтение', raksasvin- 'вредящий' — rakļ ds- 'класс демонов' и др.

Форма суффикса -ā vin- связана с исходными основами на -а-, как astrā vin- 'послушный стрекалу'— astrā - 'стрекало', mayā vin- 'колдовской'— тйуа- 'колдовство' и др., но употребляется и с основами на -а- при удлинении тематического гласного, как в ind r iyō v Ļ n - 'сильный' indriyč - 'героическая сила', ubhayā vln- 'обращенный в обе стороны'— u bhč ya- 'оба' и некоторые другие.

И*


Суффикс -vant- и его вариант -mant- образуют многочисленные прилагательные с посессивным значением от основ существительных. Ударение может сохраняться, как в исходной основе, или перемещаться на суффикс, если исходная основа оканчивается на окситонированные -i-, -й-, -ŗ -, -а- (< -ап-), например: vŗ saņ vant- 'богатый жеребцами', 'запряженный жеребцами'— vfsan- 'жеребец', но aksaņ vdnt- 'имеющий глаза'— aksā n- 'глаз', isumant- 'снабженный стрелами'— isu- 'стрела', aņ iĢ umdnt- 'богатый стеблями сомы'— a±ž ķ - 'стебель сомы'.

Основной формой суффикса является -vant-. Распределение форм -vant- и -mant- первоначально, видимо, было дополнительным: -mant- после основ на -и- по диссимиляции. В дальнейшем этот принцип сохранился лишь отчасти. В ведийском языке суффикс -mant- присоединяется ко всем основам, кроме основ на -а- и -а- (исключения единичны: kdņ vamant- 'подобный приготовляемому Канвой' и yavamant- m. 'сборщик урожая', п. 'богатство урожая'). Суффикс -vant-, употребляясь прежде всего с основами на -а-, -а-, сочетается также и с другими основами (из них в единичных случаях с основами на -и-, как visņ uvant- 'сопровождаемый Вишну'). С основами на -Г- чаще употребляется -mant-, а с основами на согласный — vant-.

Конечный гласный основы иногда подвергается удлинению перед суффиксом, как в č ž v ā v ant - 'имеющий коней'— dgva- 'конь' (наряду с dgvavant — id.), gā ktlvant- 'сильный'— gakti- 'сила', tvisī mant- 'неистовый'— tvisi- 'неистовство' и др.

Значение, наиболее часто встречающееся у суффиксов -vant-, -mant —это «снабженный тем, что выражено именем», «богатый тем, что выражено именем», например: dgmanvant- 'каменистый'-— č ž man - 'камень', dū navant- 'богатый дарами'— dū na- 'дар', prajū vant- 'богатый потомством'— prajā - 'потомство' — krdtumant- 'полный сил'— kratu- 'сила', vŗ stimdnt- 'содержащий дождь'— vŗ sti- 'дождь' и др.

Иногда данные основы субстантивируются. Частным случаем такой субстантивации является их употребление в качестве имен собственных, как, например: sdrasvant- norn.pr. мифологического персонажа, или топонимов: mū javant- norn.pr. 'горы', himdvant- 'снежный', 'Гималаи' и др. Более обычно употребление этих основ как norn.abstr. среднего рода со значением «богатство, состоящее из того, что выражено исходной основой»: vī rdvat- 'богатство, состоящее из героев'— virā - 'герой'.

Присоединяясь к местоименным основам, суффикс -vant- образует небольшую группу местоименных прилагательных со значением подобия: mū vant- 'подобный мне'— та A.sg. от ahdm 'я', tvū vant- 'подобный тебе'— tvā A.sg. от tvdm 'ты', где исходными являются падежные формы. В формах yuvū vant* 'принадлежащий вам двоим'— yuvd- основа двойственного числа от tvč m и yusmū vant- 'принадлежащий вам [многим]'— yusmd- основа pl. от tvdm, значение подобия не выражено.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.