Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Философия эпохи Возрождения (ХV – ХVI вв.).






    Эпоха Возрождения (Ренессанса) получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важных принципов духовной культуры античности. Эта эпоха в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника – творца. Художникам подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, в своем теле (культ красоты – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

    В Средние века, в силу определенного социального и хозяйственно-политического уклада, основывающегося на сельском хозяйстве, предпочтение отдавалось не человеку, а Богу. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его творческая активность. В центре внимания философии Возрождения оказывается человек (антропоцентризм).

    Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными способами действия (самопрялка, ткацкий станок, доменная металлургия). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, книгопечатание способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса привело к расширению мореплавания. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.

    Началась эпоху становления опытных наук, их роль признается как единственная, дающая истинное знание о природе. В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря таким философам, как Николай Коперник (1473-1543), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Гал илей (1564-1642), Пико дела Мирандолла (1463-1535), Томмазо Кампанелла (1568-1639), Томас Мор (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527) и др.

    Николай Кузанский – представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты. Для него Земля не является центром мира. Он обосновал понятие научного метода и проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали огромное влияние на взгляды последующих философов этой эпохи.

    Джордано Бруно – отбросив все церковные догмы, и развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Он отрицал Бога, диктующего свои законы миру. Его Богом была вся Вселенная. Человек, для Бруно, - часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.

    Галилео Галилей – призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея определила его мировоззрение как механистический материализм. Бог у Галилея – это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше «механицизм» в природе заработал самостоятельно, и стал обладать закономерностями, которые должна изучать наука. Галилей сформулировал одним из первых деистический взгляд на природу.

    Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были созданы антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Дж. Бруно.

    Во взглядах на природу в философии эпохи Возрождения господствовал пантеизм – учение, отождествляющее природу и Бога. Самым главным достижением эпохи Возрождение было то, что была сломлена диктатура церкви. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь.

    Направления в философии эпоху Возрождения:

    1. Гуманистическое (ХIV – ХV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);

    2. Неоплатоническое (ХV – ХVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандолла, Парацельс);

    3. Натурфилософское (ХVI – ХVII вв.) – опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

    4. Реформационное (ХVI – ХVII вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер);

    5. Политическое (ХV – ХVI вв.) – связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

    6. Утопическо-социалистическое (ХV – ХVII вв.) – поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

    7.

     

    Различия философии античности, средневековья и Возрождения:

    1. Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу. В Средние века филсоофия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Мировую душу как святой Дух. В основе средневековой философии лежат два принципа: идея творения и идея откровения. В эпоху Возрождения Бога понимают как имманентного всему природному.

    2. В античном мировоззрении господствует: универсализм, космоцентризм, политеизм. В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм. В эпоху Возрождения господствуют пантеистические идеи.

    3. В эпоху Возрождения в гносеологии происходит разуршение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой материально-технической базы и новых общественных отношений. В этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму. В натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической.

     

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Определите сущность, хронологические рамки и проблематику основных этапов средневековой философии.

    2. Охарактеризуйте подход средневековой философии к Богу, человеку и природе.

    3. В чем состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?

    4. Каковы основные проблемы и в чем своеобразие средневековой философии?

    5. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в средневековой философии?

    6. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

    7. Охарактеризуйте учение Августина Аврелия. В каком произведении он рассуждает о двух царствах.

    8. Перечислите пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Попробуйте опровергнуть аргументы Аквинского.

    9. Можно ли рассматривать Средневековье как этап развития человечества или это этап временного регресса?

    10. Объясните, в чем состоит переходный характер философии Возрождения.

    11. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

    12. Раскройте суть социально-политических учений эпохи Возрождения.

     

    Тест для самоконтроля:

     

    1. Онтологическим принципом средневековой философии является

    а) рационализм;

    б) креационизм;

    в) откровение;

    г) формализм.

    2. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

    а) Фому Аквинского;

    б) Августина Блаженного;

    в) Аристотеля;

    г) Марка Аврелия.

    3. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

    а) историзм;

    б) рационализм;

    в) откровение;

    г) креационизм.

    4. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

    а) Фому Аквинского;

    б) Августина Блаженного;

    в) Пьера Абеляра;

    г) Боэция.

    5. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

    а) идея общего (понятие) предшествует вещи;

    б) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

    в) реальны лишь единичные вещи, а «имена» - после вещей;

    г) идея идентична вещи.

    6. В средневековой философии ив споре об универсалиях реалисты утверждали, что:

    а) идея общего (понятие) предшествует вещи;

    б) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

    в) реальны лишь единичные вещи, а «имена» - после вещей;

    г) идея идентична вещи.

    7. С точки зрения Аврелия Августина, время - это только:

    а) прошлое;

    б) будущее;

    в) настоящее;

    г) вечность.

    8. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов состояла в том, чтобы:

    а) исследовать социальную действительность;

    б) исследовать природу;

    в) найти рациональные доказательства веры;

    г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

    9. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:

    а) божественный

    б) человеческий

    в) природный

    г) животный

    10. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

    а) Нидерландах

    б) Германии

    в) Италии

    г) России

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.