Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.






 

1. Истоки средневековой философии: древнегреческая философия и христианская теология. Основные черты средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм).

2. Этапы средневековой философии.

3. Классическая философия Средневековья (Фома Аквинский). Онтологическое доказательство бытия Бога. Философский смысл полемики реалистов и номиналистов.



4. Возрождение как эпоха гуманизма, его историческая и социально-экономическая обусловленность.

5. Антропоцентризм и проблема личности. Социально-политические учения (Н. Макиавелли) и социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла) эпохи Возрождения.

Литература:

Основная:

[6, с. 325-413]; [7, с.68-92]; [11, с. 82-110]; [13, с. 42-62].

Дополнительная:

[25, c. 60-84] [20, с. 8-9].

Электронные ресурсы:

[6, с. 36-53]; [7, с. 28-42]; [8, с.53-71].

 

Основные понятия и термины:

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, считая его главной ценностью мироздания.

 

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычников.

 

Апофатическая теология — богословская концепция о принципиальной непознаваемости Бога.

 

Гуманизм – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его право на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способности человека.

 

Деизм – учение, признающее Бога в качестве безличной первопричины мира, в дальнейшем не вмешивающейся в его развитие.

 

Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.

 

Катафатическая теология — богословская концепция, допускающая возможность познания Бога по результатам его творчества.

 

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

 

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

 

Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – лишь имена.

 

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при котором природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

 

Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.

 

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

 

Схоластика – «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая логическим путем религиозные догматы и систематизирующая их.

 

Теодицея (греч. theos — Бог и dike — справедливость — «оправдание Бога») - совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире.

 

Теология — учение о сущности Бога.

 

Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Томизм – учение Фомы Аквинского.

 

Эсхатология – учение о конце света.

 

Средневековая философия - это философия эпохи феодализма V – ХV вв. вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения той эпохи стали складываться уже в I – V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можно выделить следующие этапы:

1. этап патристики апостольского периода (до середины II в.) и патристику апологетического периода (до VIII в.),

2. этап схоластики, ее становление (IX-XII вв.), зрелость (XIII в.), закат (XIV-XVвв.).

Особенность философии средних веков – ее зависимость от религии. Роль философии определялась как «служанка богословия».

Если греческая философия связана с политеизмом (многобожием), то философская мысль средних веков связана с монотеизмом (единобожием). К таким религиям относились иудаизм, христианство, ислам.

Средневековое мышление было теоцентрично. В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия является Бог. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Бог есть первопричина и первооснова мира. Исходным пунктом философских размышлений стали догматы священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию, религии, а не науке. Христианский Бог стоит над природой, по ту ее сторону, поэтому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. Творение становится прерогативой Бога, а изобретения со стороны человека считаются богохульством. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли. Такое мировоззрение называется креационизм. Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм – принижение познавательных способностей человеческого разума, признание основным источником познания интуиции, озарения.

Основные черты средневековой философии:

· Тесная связь со священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

· Философия, основанная на традиции, текстах священного писания, была догматична и консервативна.

· Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.

· Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста.

· Креационизм – главный принцип онтологии, а откровение – главный принцип гносеологии.

 

Эпоха Средневековья выдвинула выдающихся философов – Августин (354-430), Эриугена (810-877), Аль Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Фома Аквинский (1225-1274), Уильям Оккам (1285-1349) и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.