Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия.






Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном этапе западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Именно с классической немецкой философии начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а мире культуры. Характерными особенностями классической философии являются: 1) рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности; 2) систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира; 3) поскольку в мире господствует естественный порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами, то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.

Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству И. Канта и Г. Гегеля.

Характерные черты немецкой классической философии:

· Особое понимание роли философии в истории человечества в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

· Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

· Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.

· Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

· Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизм и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

 

Представители классической немецкой философии провозгласили человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, как и французские просветители. Они были выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главные его работы: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В первый период Кант занимался космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В работе «Всеобщая история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из первоначальной туманности. Он считал, что Космос (природа) не является неизменным, а находится в постоянном движении, развитии.

Второй период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Здесь были написаны те важные работы, о которых мы упоминали выше. В «Критике чистого разума» он подверг критике познавательные возможности человека, в «Критике практического разума» разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?».

Кант в своих работах дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подвергает сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят тот его органов чувств. Он считал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой он ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по Канту, оказывается неуловимой и непознаваемой. Такая позиция называется агностицизмом.

Теория познания Канта основана на признании с3уществования доопытного или априорного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Роль разума выше других познавательных способностей человека. Способность к сверхчувственному познанию он называл трансцендентальной апперцепцией. Это означало, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами. Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания.

Философская система Канта носит название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

На этапе познания мира через практический разум человек, по канту, использует знания, полученные с помощью «чистого» или теоретического разума.Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта являются его «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту – категорический императив. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

Кант предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый этический общественный строй. Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, может дать истинную свободу человеку. Кант сформулировал моральный закон – нравственный императив «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом», выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Идеи Канта развил Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814). Он выдвинул концепцию- наукоучение. Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало. Процесс познания, по Фихте, проходит три этапа:

· «Я» утверждает само себя, создает само себя;

· «Я» противопоставляет себя «не-Я», или объекту;

· «Я» и «не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

Фихте считает, что без субъекта нет и объекта. Есть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем.

Г. Гегель ( 1770-1831 ) – философ, чьи взгляды считаются вершиной западной философской мысли Нового времени. Его работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы». Соответственно философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Логика – важная часть системы, это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии. Субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать объективная логика (учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи), считает Гегель. Главное в философии Гегеля – доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет абсолютным понятием. Обнаружение понятий вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а самих понятий. Философия – это постижение мира в понятиях. Для того, чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия другое. Философия становится у Гегеля наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идее к другой. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм.

Огромная заслуга Гегеля – в разработке проблем диалектики. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Он открыл связь между категориями диалектики, которые сам и создал: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой.

Основные законы диалектики:

1. закон перехода количественных изменений в качественные;

2. закон единства и борьбы противоположностей;

3. закон отрицания отрицания.

Гегель также высказывал интересные мысли о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как прогресс в сознании свободы. Свобода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом).

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод, стали называться младогегельянцами. Они выступали на реформу государственного строя. Сторонники сохранения старых форм жизни – старогегельянцы – оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства.

К школе младогегельянцев некоторое время принадлежал и Людвиг Фейербах (1804-1872). Он является представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, анализирует такие свойства материи, как движение, пространство, время. Фейербах разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Он отстаивал ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога, разработал основные принципы гуманизма, исходя их представлений о том, что человек - совершенная часть природы. Фейербах – родоначальник антропологического материализма. Однако в понимании общества он оставался на идеалистических позициях. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма.

 

Марксизм – материалистическое направление, которое критиковал гегельянство. Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Они вначале своего творчества принадлежали левому крылу младогегельянцев, наиболее радикальному. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они переосмыслили идеалистическую диалектику Гегеля и антропологический материализм Фейербаха и создали новое направление в философии – диалектический материализм. Та часть их учения, которая была посвящена проблемам развития общества, носила название исторического материализма.

Бытие определяет сознание, считали они. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важным фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Перенеся диалектико-материалистическое понимание на общество, Маркс и Энгельс уделили внимание диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства. В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс отмечал, что на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в независящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производственных отношений, производительных сил выделяют общественно-экономические формации (рабовладельческая и т.п.). рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономической формации и общественно-политического строя. Переход от одной формации к другой является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии общества.

Человеческая история – естественноисторический процесс.

Классики марксизма разработали научную теорию коммунизма, первой стадией которого в ХХ в. стал рассматриваться социализм.

Среди работ Маркса и Энгельса: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии», Энгельса – «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», Маркса – «Капитал» и др.

Характерные черты марксизма:

· Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

· Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

· Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека;

· Диалектико-материалистические взгляды связываются интересами пролетариата, совпадающими с потребностями общественного развития.

 

Марксизму принадлежат два важных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости.

Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классический характер.

Философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают огромное влияние на общество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.