Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доклассическая философия, или натурфилософия.






Этот период называют еще досократовским. Центрами развития философия в этот период являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др. Особенность философии в это время – неразделеннсоть собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы – досократики: Фалес (ок. 625-ок.547 гг. до н.э.), Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.), Анаксимен, Гераклит (ок. 544 – ок. 483 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460-ок. 371 гг. до н.э.).

Главным вопросом учений этих философов был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал первоначалом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное, вечное начало, первовещество), Геракли – огонь, Демокрит – атом (мельчайшую неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Крупными достижениями доклассической философии стали стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба – это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет, все изменяется».



Демокрит выдвинул идею о мельчайших, неделимых частицах – атомах, которые он считал первоосновами мира. Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы нельзя, их существование можно осознать разумом.

Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, неистинно. Он создал целый ряд апорий (трудноразрешимых задач), направелнных против признания истинности движения. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». В апории «Стрела» он отмечает, что путь движения стрелы состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. Как из ряда состояний покоя может возникнуть движение? – спрашивает Зенон. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще.

 

Классический период связан с именами Сократа, Платона, Аристотеля. Центром философской мысли в этот период были Афины. Главная особенность классической философии – создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые появилась у софистов – древнегреческих просветителей V-IV вв. до н.э., за деньги обучавших мудрости и красноречию. Самые известные софисты – Гиппий и Протагор.

Особенности философии софистов:

· Критическое отношение к окружающей действительности.

· Неприятие опыта прошлых цивилизаций.

· Отрицание старых норм, законов и привычек.

· Субъективизм в оценках и суждениях.

· Следование логике в практике и процессе познания.

Главная заслуга софистов – их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», - считали софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое требуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», - отмечал Протагор.

 

В центре рассуждений Сократа (469-399 гг. до н.э.) также находится человека. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительность. При обосновании своих взглядов он пользовался методом искусного наведения вопросов, который он называл майевтикой – повивальным искусством. Основной принцип его философии – «Познай самого себя».

В учении Сократа как вопросы познания, так и проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание». Основные добродетели, по Сократу, - бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – продолжатель идей Сократа. Его настоящее имя Аристокл, Платоном, т.е. «широкоплечим», его назвал Сократ.Среди его работ – диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Платон – автор учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций – «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит из 3 частей:

· Диалектика – учение о бытии.

· Физика – учение о природе.

· Этика – учение о нравственности.

Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

По Платону, есть вечные ценности бытия и принципы морали, постижимые умом. Доказывая это, он считал, что мир, в котором мы живем, есть мир становления, который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир бытия, или мир идей. Этот мир вечный и несотворимый. По-настоящему реален не материальный мир, мир чувственных вещей, а мир идей. Идеи, «эйдосы» - прообразу всех вещей, они существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны. Материальные предметы постоянно меняются, а идеи вещей – неизменны, они существуют вечно.

Познать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия и систему понятий, которые проверяются логикой. В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в материальном мире они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». «Красоту саму по себе», «добро само по себе» мы познаем умом с помощью диалектики, т.е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий. Значит можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

Платон создал теорию идеального государства с философами в качестве правителей в нем.

Государство подобно человеку, а человек — государству. Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном государстве. По Платону все существующие государственные устройства — извращение того, что должно быть и не потому что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Это несоответствие из одного государства делает два враждебных: государство власть предержащих и государство тех, кто ее лишен. Такое положение противоестественно. Оно ведет к противостоянию и ослаблению общества. Больше всех ослабляет общество государство демократии, где равные права получают люди, неравные от природы. В этом случае бал правит не умеренность, а страсти. Принципы нравственности обесцениваются и вот уже ученик учит учителя, а дети судят своих родителей. Платон говорит о «безумии большинства», которое «густой толпой» заседает и с превеликим шумом принимает или отвергает чьи-либо предложения или действия сплошь и рядом нарушая меру. Для философа демократия — это система анонимного большинства, исключающего персональную ответственность. Поэтому демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода обеспечивает дорогу к чрезмерному рабству. Свобода «от» без свободы «для» — прямой путь к власти тирана. Но и тиран не может самореализоваться, будучи хозяином рабов. Он — последний раб из всех рабов. Страх потерять власть постоянно держит тирана в тисках несвободы и обреченности.
Концепция государства Платона явно претендует на модель кастового общества, где государство не предполагает счастье своих частей. Достаточно того, что оно счастливо в целом.
Идея рассматривать государство как инструмент обеспечения гармонии между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью была безусловно хороша, но предложенная модель государства отпугивала. Современников философа смущала общность собственности, отсутствие семьи, устранение индивидуальности.

Образец совершенного государства вскоре был подвергнут критике со стороны Аристотеля. Последний усомнился в том, что целое может быть счастливо, если все его части несчастливы.

Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 г. до н. э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель школы – Ликей в Афинах. Среди его работ – «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика» и др. \ Систематизатор философского знания. Энциклопедист.

В философии Платона главным было учение об идеях (эйдосах), которые тождественны понятиям логики, и последние существуют сами по себе, самобытно и безусловно. Аристотель не приемлет такую позицию. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Что касается идеи (эйдоса), то она в своей самостоятельности есть всего лишь духовная причинно-следственная конструкция вещи, ее форма.
Другими словами, для Аристотеля понятие есть всего лишь инструмент (средство) познания существенных свойств исследуемого объекта. Независимость понятия от бытия вещей абсурдна, ибо понятие есть характеристика общего, а общее есть принадлежность чувственного мира.
Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотель вводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы, характеризующие страдательное и активное начало. В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, форма — за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Кусок мрамора — это еще не статуя. Идея статуи в голове скульптора — еще не статуя. Но обработанный кусок мрамора, получивший определенную форму, становится статуей, произведением искусства.

В своей «Физике» Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных вида:

-движение как увеличение или уменьшение;

-движение как качественное изменение или превращение;

-движение как возникновение или уничтожение;

- движение как перемещение в пространстве.

Справедливо отметив многообразие видов движения, мыслитель видит источник и первопричину движения только в Боге. Бог выступает перводвигателем космоса и его любой субстанции.

Аристотель — родоначальник логики как науки о мышлении и его законах. Для него логика не самоцель, а средство постижения истины. Сформулировав и объяснив законы противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, Аристотель определил, что есть истина, суждение, умозаключение; исследовал виды доказательства; описал невольные и намеренные ошибки (паралогизмы и софизмы).

В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, что жизнь является общим как для человека, так и для животного, но человек в отличие от животного делает себя сам, осуществляя свою меру добродетели, рассудочности и мудрости.

«Политика» Аристотеля как бы продолжает его «Этику». В ней рассматривается проблема практического разума, политической практичности и рассудительности. Политика призвана служить достижению общего блага в условиях законопослушания.
Государство — это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Государству предшествует институт семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба: мужа и жены; отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловливают) господскую власть и власть домохозяина. Эти две ветви власти и подготовили первую форму государственного правления — патриархальную монархию. Эта форма правления наиболее оптимальная, если субъектом власти является добродетельный, рассудочный и мудрый человек. Он бог среди людей, он — олицетворение закона. Все остальные формы правления, особенно тирания, противоестественны человеческой природе, ибо цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо, приумножая добродетель и мудрость.
По мнению Аристотеля, общество должно придерживаться середины между излишеством и недостатком, ибо излишества порождают обожравшихся наглецов, а недостаток — опустившихся подлецов, а вместе они ставят под сомнение перспективу как развития общества, так и благополучия личности.
Достаточно беглый обзор философского наследия Аристотеля свидетельствует о том, что он сумел охватить и обобщить все наработанное до него, стать энциклопедистом античности. Содержательность и разработанность философской проблематики Аристотеля были столь впечатляющими, что последующие поколения длительное время определяли его как Философа с большой буквы.

 

Главные положения философии Аристотеля:

1. Главным предметом критики для Аристотеля стал платоновский разрыв между миром и его сущностью. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей».

2. Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

3. Учение о категориях. Различные понятия не могут обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых – «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные – «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание». Они сводятся к категории «сущность».

4. Наука о законах мышления – логика. Формальная логика Аристотеля – силлогистика – тесно связана с учением о бытии, с теорией истины.

5. Учение о материи и форме, где материя – пассивная возможность, потенция становления, а форма – активное начало, сущность бытия, действительность, т.е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.

6. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, а животная еще и чувством. Душа человека есть разумная душа.

 

Учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей, по Аристотелю, в самих вещах, хотя форма – главенствует над материальным содержанием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.