Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постклассическая европейская философия ХIХ – ХХ вв.






Среди неклассических направлений философии этого периода – иррационализм.

Один из представителей этого направления был Артур Шопенгауэр (1788-1860), чья философия считается очень пессимистичной. Он понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Жизнь, считает философ, это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своим страданием. Окружающий мир незакономерен, он не подконтролен разуму и подчиняется воле, аффектам. Воля сильнее разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями, инстинктами. Воля – центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля – это идеальная сила и высший космический принцип, которые лежит в основе мироздания.

Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» вывел закон достаточного основания, согласно которому истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания.

Представитель другого направления иррационализма – Фридрих Ницше (1844-1900), он основал «философию жизни». Жизнь, по его мнению, - это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше – помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля, воля к власти. Толпе Ницше противопоставил сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше – это гимн воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать. Ф. Ницше в работе «Весерая наука» пытался очертить новую модель взаимоотношений человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Исходной точкой его размышлений стала концепция «Смерти Бога», которая означала, что христианская мораль, служившая основной для системы духовных ценностей европейской цивилизации перестала быть таковой. Теперь необходимо переоценить ценности («Генеалогия морали», «Антихрист») и показать, что человеком управляет воля к власти. «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное страдание ко всем неудачникам и слабым - христианство» (Ф. Ницше). Новые ценности может воспринять не обычный человек, а Сверхчеловек («Так говорил Заратустра».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.