Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамическая афазия






 

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи полушария (поля 10, 45, 46, см. рис.).

Основным речевым дефектом при динамической афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания, обусловленная распадом разных уровней внутренней речи.

При динамической афазии сохраняется артикуляторная сторона речи, правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и корот­кие предложения, больной может вести диалог, отвечать на вопросы несложными ответами. Однако коммуникативная функция речи, особенно монологическая речь, нарушена. При грубой выраженности расстройства больные отличаются не только речевой, но и общей аспонтанностью, безыни­циативностью. Им присуща выраженная эхолалия, а иног­да и эхопраксия, когда больной репродуктивно, механи­чески повторяет за собеседником слова, вопросы, дви­жения.

Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуни­кативной функции от полного отсутствия какой-либо экспрес­сивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. Т. В. Ахутиной подробно описаны два варианта динамической афазии. В основе первого из них; лежит нарушение такого звена внутренней речи, как внутрен­нее программирование высказывания. При составлении отдельных фраз больные нуждаются в постоянной стимуля­ции, их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом аграмматизмов не наблюдается.

Центральным звеном расстройства речи является наруше­ние спонтанного развернутого высказывания, больные не могут пересказать легкий, только что прочитанный текст, рассказать что-либо из своей жизни. При рассказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, выделяются основные смысловые звенья. Пересказывая сказку, больной произносит: «Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил... вот» (пример А. Р. Лурии).

При динамической афазии могут наблюдаться псевдо-амнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, улиц и т. п. Эти амнестические трудности обусловлены инертностью выбора слова среди ряда альтерна­тив. Больные с динамической афазией, в отличие от больных с акустико-мнестической и амнестико-семантической афазией, не прибегают к помощи фразеологического описания функций предмета. Подсказ первого слога слова является пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слова среди ряда альтернатив.

При более массивных поражениях левой лобной доли выявляется глубокое нарушение порождения сложных мо­тивов, замыслов и программ поведения. Такие больные не проявляют интереса к окружающему, не формируют никаких просьб, не задают вопросов. Спонтанная речь мо­жет совсем отсутствовать, диалогическая — грубо нару­шена и характеризуется эхолалическим повторением во­проса.

В более легких случаях больные эхолалично заимствуют часть вопроса собеседника, придавая ей правильную грамма­тическую форму. Например, на вопрос Вы сегодня завтра­кали? больной отвечает: «Мы сегодня завтракали».

При легкой степени динамической афазии понимание элементарной ситуативной речи, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструк­циями, остается сохранным. Однако при убыстрении предъ­являемых заданий во время показа предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения искомого предмета, возникает эффект псевдоотчужденности смысла слова.

У больных с выраженной динамической афазией, как и больных с эфферентной моторной афазией, обнаруживается нарушение чувства языка, выражающееся в том, что им трудно отличить на слух грамматически правильно оформленное предложение от неправильного.

Чтение и письмо под диктовку остаются сохранными и служат целям восстановления плана письменного высказывания, но самостоятельное грамматически правильное письменное составление фразы им недоступно. Нарушение внутренней речи сказывается и на письменном высказывании и формулировании мысли.

Элементарный счет остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи. Однако резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осущест­вления построения плана действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.