Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование нарушенных высших корковых функции






 

Синдромологический анализ нарушений высших корко­вых функций, разработанный А. Р. Лурией, позволяет нейропсихологу и логопеду определить не только форму афазии, но и локализацию очага поражения головного мозга. Синд­ром каждой формы афазии состоит из серии симптомов. Ре­шающую роль для правильного понимания симптома играет его качественный анализ, изучение структуры нарушения и вы­деление того фактора или первичного дефекта, который при­вел к возникновению наблюдаемого синдрома: грубое нару­шение фонематического слуха при акустико-гностической афазии; нарушение слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии; нарушение понимания логико-грам­матических задач при семантической афазии; нарушение артикуляторного праксиса при афферентной моторной афазии; персеверации и нарушение кинетической организа­ции речи при эфферентной моторной афазии; возникновение аспонтанности и эхолалии при динамической афазии. Иными словами, выявление первично нарушенной нейрофизиологи­ческой и нейропсихологической предпосылки способствует определению формы афазии.

Нарушение основной нейрофизиологической и нейропси­хологической предпосылки проявляется не только в речи, но и в других видах деятельности (двигательных и гностиче­ских). Поэтому исследованию неречевых тестов, исследова­нию сохранности всех анализаторных систем уделяется осо­бое внимание.

Обследование речи начинается с предварительной бе­седы, она позволяет установить контакт с больным. По хо­ду беседы с больным (выяснение имени, отчества, возраста, адреса) логопед составляет общее суждение о его речевых возможностях, сохранности сознания, критичности, ориен­тированности в окружающем, в месте нахождения, во вре­мени. Больному задаются вопросы о его самочувствии, о времени года, дате его заболевания, выясняется его обра­зовательный уровень, специальность, семейное положение, наличие в семье левшей и т. д.

Если больной не располагает сведениями о наличии левшества у себя и в семье, то для определения признаков левшества используется серия тестов: 1) переплетение пальцев рук. При левшестве (как явном, так и скрытом) большой па­лец левой руки при переплетении пальцев рук оказывается наверху; 2) скрещивание рук на груди (у левши левая рука лежит сверху); Щ прицеливание при имитации стрельбы из лука. Выявляется ведущий глаз больного: правша зажму­ривает левый глаз, левша — правый. На левой руке левши более четко, чем на правой, выявляется венозный рисунок; левша встает на правое колено. Кроме того, у спортсменов (боксеров, футболистов) легко выявляется ведущая рука и нога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.