Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ






 

Акустико-мнестическая афазия возникает при пораже­нии средних и задних отделов височной области (см. рис., поля 21 и 37 по Бродману).

Особенности нарушения понимания. При акустико-мне­стической афазии характерна диссоциация между относи­тельно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением повторения 3—4 не связанных по смыслу слов (например: рука, дом, небо; ложка, диван, кот; лес, дом, ухо и т. д.) или слогов. Обычно повторяется первое и по­следнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов.

Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5—7 слов. При этом может наблюдаться вторичное отчуждение смыс­ла слов. Больной может указать или дать не тот предмет, о. котором идет речь, возникает акустико-мнестическая дезориентированность. При акустико-мнестической афа­зии больному трудно ориентироваться в беседе с двумя-тремя собеседниками.

При втором варианте акустико-мнестической афазии трудности удержания смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением. Объясняется эта ослабленность тем, что задневисочные отделы (см. рис., поле 37 по Бродма­ну) являются смежными с затылочными, оптико-гностиче­скими отделами.

Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становит­ся неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для опознания детали (носик у чайника, гребешок у петуха, ручка у чашки).

Устная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь боль­ных с акустико-мнестической афазией, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер. Трудности нахождения слов» объ­ясняются обеднением зрительных представлений о предме­те. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению в речи обильных вербальных парафазии, редких литеральных замен, контаминации (слияние двух слов в одно, например, «ножилка» — ножвилка).

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудности при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями. Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе. В отличие от акустико-гностической афазии вы­сказывания при акустико-мнестической афазии отличаются большей законченностью, в речи нет речевой «окрошки».

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше, чем в устной, проявляется экспрессивный аграмматизм, т. е. смешение предлогов, а также флексий гла­голов, существительных и местоимений, главным образом в роде и числе. Номинативная же сторона в письменной речи оказывается более сохранной, так как больные имеют больше времени для подбора слов, большую возможность выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствую­щих «всплыванию в памяти» нужных слов. Очень редко в письменной речи наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем).

При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой па­мяти даже фразы, состоящей из трех слов. При этом им необходимо повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии значительные труд­ности проявляются в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предло­жений значительной длины. Удержание в памяти читае­мого текста тоже требует сохранности слухоречевой па­мяти. Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в ре­шении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет 2 и произносит «один в уме», и даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к следующим слага­емым.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушение слухоречевой памяти вторично приводит к труд­ностям нормальной реализации письма, чтения и счета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.