Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акустико-гностическая сенсорная афазия






 

Впервые сенсорную афазию описал немецкий психиатр Вернике (1874), Вернике показал, что афазия, которую он назвал сенсорной или акустически чувствительной, возни­кает при поражении задней трети верхней височной извилины

 

левого полушария (поле 22 по Бродману) (см. рисунок). Отличительной чертой этой формы афазии является нару­шение понимания речи при восприятии ее на слух. Длитель­ное время механизм нарушения понимания при этой форме афазии оставался неясным, было очевидным лишь то, что сенсорная афазия является одним из видов акустической агнозии.

В течение многих лет среди специалистов различных областей знаний велась дискуссия о том, является ли процесс восприятия речи на слух сугубо акустическим или в этом процессе определенную роль играет и артикуляторная сто­рона речи. В последние годы доказано, что восприятию речи сопутствует внутреннее, скрытое, не заметное для слушаю­щего проговаривание услышанного, что улучшает понимание воспринятого на слух устного сообщения.

Понимание речи обеспечивается не только дифференциа­цией фонематических признаков речевых звуков, но и опреде­ленной последовательностью, определением места ударного слога в слове.

На ранних стадиях заболевания при обширных очагах поражения в височной доле наблюдается полное расстройст­во понимания речи. Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков.

Больные с сенсорной афазией, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений, и полное непони­мание речи окружающих, отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что они не всегда сразу начинают осознавать свою болезнь. Это их возбуждает, они становятся подвижны, многоречивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюда­ется лишь частичное понимание речи, подмена точного восприятия слова догадками. Логопеду приходится неод­нократно повторять свою просьбу, подкреплять свое выска­зывание жестом, указывающим на предмет, и т. д.

Вторичным проявлением фонематической недостаточно­сти является своеобразное изменение в понимании значения слова. На основе неразличения звуков возникает глав­ная особенность восприятия речи, а именно его непосто­янство. Больной то опознает слово, то нег может его опо­знать. Различные слова могут звучать для него одинаково (например: хвостгвоздькостьтрость), и одно и то же слово он может воспринять по-разному, неправильно показывая предметы. Например, на просьбу показать слова дом, дочка, бочка он показывает соответственно «том», «точка», «почка» и т. д. Так нарушение звуковой дифференцировки ведет к снижению смысловой.

Больной с сенсорной афазией хуже улавливает на слух корневую, т. е. лексико-семантическую, часть слова, вслед­ствие чего и появляется потеря словом его предметной отнесенности. Услышав слово колокольчик, больной говорит: «Это что-то маленькое, а что, не знаю».

В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсор­ной афазией расстраивается самоконтроль за собственной речью, в результате чего в их устной речи появляется компенсаторное многословие.

На резидуальных этапах, при сенсорной афазии наблю­дается нарушение не только фонематической организации речевого высказывания, выражающееся в редких лите­ральных парафазиях (преимущественно заменах глухих фонем звонкими), но и выбора лексических средств языка, что приводит к обильным вербальным парафазиям.

Приведем примеры вербальных парафазии: «Волк уви­дал охотников и деликатно скрылся в кустах», «Ребяте­нок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пас­туху», «Кузнец наковалит подкову». Эти дефекты выбора лексических средств оформления мысли при акустико-гностической афазии проявляются на фоне сохранной ритмико-мелодической, интонационной основы высказывания. Таким образом, на раннем этапе заболевания спонтан­ная речь больных с акустико-гностической афазией изо­билует литеральными, а на поздних, резидуальных эта­пах — вербальными парафазиями.

При акустико-гностической афазии из-за нарушения фо­нематического слуха вторично страдает его артикуляцион­ное оформление. Вследствие этого возникают литераль­ные парафазии. Нередко больной с акустико-гностиче­ской афазией первоначально акустически верно повторяет слово. При вслушивании в слово и очередных попытках повторить его, больной теряет не только звуковые его ком­поненты, но и утрачивает ритмико-мелодическую основу, которая и содействовала его первоначальному правиль­ному повторению. По мере утраты звукового образа слова больной теряет возможность понять его смысл, отказыва­ется от дальнейших попыток к его повторению.

У больных с сенсорной, акустико-гностической афази­ей наряду с правильным называнием наблюдаются вербаль­ные парафазии, попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст. Например, при назывании яблока больной произносит: «Ну, как же... я отлично знаю, что это груша, нет, не груша, а апельсин, апельсин... не апельсин, а кисленькое яблоко... в лесу рас­тет и в саду растет. Есть у меня на даче». При назывании, как и при повторении, могут возникать литеральные (зву­ковые) парафазии с тенденцией к замене глухих фонем звонкими (пб, тд, кг или пд, т — б и т. д.).

При чтении в речи больных с сенсорной афазией появля­ются литеральные парафазии, больные затрудняются в рас­становке ударения в слове, т. е. нахождении ударного слога, в связи с этим затрудняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функ­цией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии, в отличие от чтения, нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонемати­ческого слуха больного.

На раннем этапе при грубой акустико-гностической афазии затруднено письмо под диктовку и списывание слов. При грубой сенсорной афазии не осознаются рече­вые дефекты, зрительный образ списываемого слова вос­производится бесконтрольно. При этом, списывая, например, слово из трех букв дом, больной бормочет неопределен­ный набор звуков и пишет 8—10 знаков: «дуклршдрп».

Если заострить внимание больного на его ошибках с привлечением сохранного оптического контроля, это помо­жет ему точно скопировать нужное слово. В письменной речи при сенсорной афазии в слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии. В спон­танном письме с опорой на сохранные кинестетический и оптический контроль литеральные параграфии наблюда­ются реже.

Грубые нарушения счета при сенсорной акустическо-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.