Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! ПРИЛОЖЕНИЕ. Многоканальная замкнутая СМО с простейшими потоками
Многоканальная замкнутая СМО с простейшими потоками
Постановка задачи Допустим, задана многоканальная замкнутая система массового обслуживания с неограниченным временем ожидания и с простейшими потоками. Эта система наиболее полно соответствует действительности. Она характеризуется следующими особенностями: • поступление требований в систему на обслуживание происходит по одному, то есть вероятность поступления двух и более требований в один момент времени очень мала, и ею можно пренебречь (поток требований ординарный); • вероятность поступления последующих требований в любой момент времени не зависит от возможности поступления в предыдущие моменты – поток требований без последействия; • поток требований стационарный.
Выявление основных особенностей Функционирование многоканальной замкнутой системы массового обслуживания можно описать через все возможные ее состояния и через интенсивность перехода из одного состояния в другое. Основными параметрами функционирования СМО являются вероятности состояния системы, то есть возможность наличия n требований (покупателей, рабочих, заданий, машин, неполадок) в системе – Pn. Так, вероятность P0 характеризует состояние, когда в системе нет требований и все каналы обслуживания простаивают, Р1 – когда в системе находится только одно требование, и т.д Важным параметром функционирования системы массового обслуживания является также среднее число требований, находящихся в системе (то есть в очереди и на обслуживании), Nsyst, и средняя длина очереди, Noch. Исходными параметрами, характеризующими систему массового обслуживания, являются: • число каналов обслуживания (касс, компьютеров, подъемных кранов, ремонтных бригад) – N; • число требований (покупателей, рабочих, заданий, машин, неполадок) – m; • интенсивность поступления одного требования на обслуживание (то есть число возвращений требования в единицу времени) – λ; • интенсивность обслуживания требований – μ. Интенсивность поступления на обслуживание одного требования определяется как величина, обратная времени возвращения требования в систему, – tp: Интенсивность обслуживания требований определяется как величина, обратная времени обслуживания одного требования, – tо: Рассмотрим сначала решение задачи аналитическим методом. Для этого представим все возможные состояния системы массового обслуживания в виде размеченного графа состояний (рис. 5.31). Каждый прямоугольник графа определяет одно из всех возможных состояний, количественно оцениваемое вероятностью состояний Pn. Стрелки на графе указывают, в какое состояние система может перейти и с какой интенсивностью. При этом в многоканальной СМО необходимо различать два случая: • число требований n, поступивших в систему, меньше числа каналов обслуживания N, то есть все требования находятся на обслуживании (0 ≤ n < N); • число требований n, поступивших в систему, больше или равно числу каналов обслуживания N (N ≤ n), то есть N требований обслуживаются, а остальные r ожидают в очереди (r = 1, 2, …, m – N). Первый прямоугольник с вероятностью P0 определяет состояние системы массового обслуживания, при котором все каналы обслуживания простаивают изза отсутствия требований в ней. Из этого положения СМО может перейти тольков состояние P1 , и тогда в ней появится одно требование, так как входной поток требований ординарный. С интенсивностью μ система может перейти также из состояния P1 в состояние P0 , если единственное требование, находившееся в системе, было обслужено раньше, чем появилось новое, и т.д.
Аналитический метод решения Ограничимся рассмотрением установившегося режима работы системы массового обслуживания, когда основные вероятностные характеристики СМО постоянны во времени. Тогда интенсивности входных и выходных потоков для каждого состояния будут сбалансированы. Эти сбалансированные интенсивности перехода состояния в другие состояния и обратно выглядят так. Обозначим величину λ / μ, как и раньше, через ψ и назовем ее коэффициентом загрузки. Рассмотрим сначала первый случай, когда 0 ≤ n < N. Из первого уравнения можно найти значение P1: Аналогичные выражения можно получить и для других вероятностей состояний. Анализируя полученные выражения, вычисляем рекуррентное выражение для определения вероятности состояния системы, когда число требований, находящихся в системе, n, меньше числа каналов обслуживания, N: Рассмотрим теперь второй случай, когда N ≤ n ≤ m. В этой ситуации рекуррентное выражение для определения вероятности состояния системы будет записано в таком виде: Используем очевидное равенство Допустим, что наша система имеет два канала обслуживания: N = 2. Интервал времени между поступлениями двух смежных требований составляет 10 мин. Среднее время обслуживания требования составляет 2 мин. Число обслуживаемых машин m равно 5. Требуется определить вероятность отсутствия требований в системе:
Решение задачи имитационным методом Постановка задачи Допустим, нам надо промоделировать работу многоканальной системы массового обслуживания – замкнутой с экспоненциальным законом поступления требований на обслуживание (лифты–пассажиры, экскаваторы–автосамосвалы, программы– ЭВМ и т.д.), – для которой справедливы следующие условия: • поступление одного требования в систему на обслуживание не зависит от поступления другого (отсутствие последействия); • в систему одновременно никогда не поступает два или более требований (поток ординарный); • вероятность поступления требований зависит только от продолжительности периода наблюдений (поток требований стационарный), а не от принятого начала отсчета времени. Известно среднее время поступления требования на обслуживание, равное 10 мин, которое подчиняется экспоненциальному распределению вероятностей. В системе массового обслуживания имеется три канала обслуживания. Требуется смоделировать процесс функционирования системы и определить следующие основные ее характеристики: • коэффициент использования каждого канала обслуживания; • среднее время использования каждого канала обслуживания; • число входов в каждый канал обслуживания; • среднее содержимое накопителя; • среднее время пребывания требования в накопителе; • максимальное содержимое накопителя; • коэффициент использования накопителя. Выявление основных особенностей Изобразим графически процесс функционирования трехканальной замкнутой системы массового обслуживания На рис. 5.32 представлены основные события, которые возникают в процессе работы СМО. Охарактеризуем каждое событие, возникшее в моделируемой системе: 1. Поступление требований в систему (GENERATE). 2. Вход требования в накопитель (ENTER). 3. Передача требования в один из свободных каналов обслуживания (TRANSFER). 4. Ожидание освобождения одного из каналов обслуживания (SEIZE). 5. Выход требования из накопителя (LEAVE). 6. Время обслуживания требования в канале обслуживания (ADVANCE). 7. Освобождение канала обслуживания (RELEASE). 8. Возвращение требования в систему (TRANSFER). Создание имитационной модели процесса Создание имитационной модели начнем с построения заголовка модели, который может быть представлен, например, в таком виде Программу работы СМО можно представить в виде трех секторов. В первом секторе указывается вместимость СМО. Это можно выполнить с помощью оператора STORAGE (Накопитель), который в нашем примере будет выглядеть так: NAK STORAGE 3 Во втором секторе будем моделировать поток требований в систему и его обслуживание. Оператор GENERATE используем для формирования числа машин, которые обслуживает канал обслуживания. Этот режим использования оператора GENERATE предполагает, что поля А, В, С остаются пустыми, то есть ставятся соответственно три запятые, затем в поле операнда D указывается число машин, которые должны обслуживать каналы обслуживания: GENERATE,,, 10 Далее машины поступают в канал обслуживания. При этом поток поступления машин на обслуживание простейший со средним интервалом 10 единиц времени. Это можно представить с помощью оператора ADVANCE, который в нашей задаче будет записан так: MASH ADVANCE (Exponential(1, 0, 10)) Сбор статистической информации для многоканальной системы можно обеспечить с помощью операторов ENTER и LEAVE. Оператор ENTER может быть записан в таком виде: ENTER NAK В поле операнда А указано имя накопителя, вместимость которого должна быть заранее определена. Поскольку СМО многоканальная, то необходимо использовать оператор TRANSFER для обеспечения возможности направления требований к незанятому каналу: TRANSFER ALL, KAN1, KAN3, 3 Сначала требование направляется к оператору, имеющему символическую метку KAN1. Этим оператором является SEIZE, который записывается так: KAN1 SEIZE CAN1 Eсли канал обслуживания с символьной меткой KAN1 занят, то требование направляется к следующему каналу, перешагивая через три оператора. 3 – это число, указанное в поле операнда D в операторе TRANSFER. Таким образом, следующим оператором будет: SEIZE CAN2 Если и он будет занят, то требование снова перешагнет через три оператора и т.д., пока не найдется незанятый канал обслуживания. В свободном канале обслуживания требование будет обслужено. Но предварительно требование должно запомнить канал, в который оно попало на обслуживание. Для этого используется оператор ASSIGN (Присвоить) – с его помощью в параметре требования под номером 1 запоминается имя канала, в который требование пошло на обслуживание. В каждом канале имеется свой оператор ASSIGN. Например, для первого канала это присвоение будет выглядеть так: ASSIGN 1, CAN1 Далее, после определения свободного канала и записи его имени с помощью оператора TRANSFER требование направляется на обслуживание. Это выглядит так: TRANSFER, COME Однако перед началом обслуживания должно быть подано сообщение о том, что требование оставило накопитель под именем NAK, в котором оно находилось. Это будет выглядеть так: COME LEAVE NAK После выхода из накопителя требование поступает в канал на обслуживание. Это действие выполняется с помощью оператора ADVANCE. Время обслуживания определяется так: ADVANCE (Exponential(1, 0, 2)) После обслуживания требование выходит из канала обслуживания, и должен появиться сигнал о его освобождении. Это делается с помощью оператора RELEASE (Освободить): RELEASE P1 Параметр требования под номером P1 содержит имя освобождаемого канала обслуживания. Далее требование входит в оператор TRANSFER с безусловным переходом для возвращения в систему. Он записывается так: TRANSFER, MASH Таким образом, машины после обслуживания снова возвращаются в систему для обслуживания. Возвращение машин в систему выполняется до тех пор, пока время моделирования не превысит время моделирования системы. Определение времени моделирования системы выполняется в третьем секторе модели. Оно определяется с помощью простой модели измерения времени, состоящей из трех операторов: GENERATE 480 TERMINATE 1 START 1 Этот сектор моделирует время работы системы в течение рабочей смены, равной 480 мин. Представление имитационной модели Для представления имитационной модели выполните следующие действия: • щелкните по пункту File главного меню системы. Появится выпадающее меню; • щелкните по пункту New (Создать) выпадающего меню. Появится диалоговое окно Новый документ; • выделите пункт Model и щелкните по кнопке ОК. Появится окно модели, в котором введите данную программу. Оно будет выглядеть так, как показано на рис. 5.33 Чтобы вызвать окно для представления имитационной модели в системе GPSSW, можно также нажать комбинацию клавиш Ctrl+Alt+S. Подготовка к моделированию Перед началом моделирования можно установить вывод тех параметров, которые необходимо получить в процессе моделирования. Для этого: • щелкните по пункту Edit (Правка) главного меню системы или нажмите комбинацию клавиш Alt+E. Появится выпадающее меню; • щелкните по пункту Settings (Установки) выпадающего меню. Появится диалоговое окно SETTINGS для данной модели, в котором можно установить нужные выходные данные. Для нашего примера это окно может выглядеть так, как показано на рис. 5.34. Наличие галочки в окошках говорит о том, что эта информация будет выведена в окне результатов моделирования. В нашем примере будет выведена информация для следующих объектов: • Facilities (Каналы обслуживания); • Storages (Накопители). Моделирование системы После создания имитационной модели необходимо ее оттранслировать и запустить на выполнение. Для этого: • щелкните по пункту Command главного меню системы или нажмите комбинацию клавиш Alt+C. Появится выпадающее меню; • щелкните по пункту Create Simulation (Создать выполняемую модель) выпадающего меню. Так как в модели есть управляющая команда START, то исходная имитационная модель будет транслироваться, и если в ней нет ошибок, то начнется процесс моделирования системы. После выполнения программы появится окно с информацией о трансляции и выполнении – JOURNAL – и результаты работы программы в окне REPORT (рис. 5.35). В верхней строке указывается: • START TIME (Начальное время) – 0.000; • END TIME (Время окончания) – 480.000; • BLOCKS (Число блоков) – 18; • FACILITIES (Число каналов обслуживания) – 3; • STORAGES (Число накопителей) – 1. Ниже указываются результаты моделирования для всех трех каналов обслуживания (FACILITY) соответственно под именами CAN1, CAN2, CAN3: • ENTRIES (Число входов) – 163, 127, 98; • UTIL. (Коэффициент использования) – 0.674, 0.580, 0.433; • AVE. TIME (Среднее время обслуживания) – 1.984, 2.192, 2.119; • AVAIL. (Доступность) – 1, 1, 1; • OWNER – 0, 0, 5; • PEND – 0, 0, 0; • INTER – 0, 0, 0; • RETRY (Повтор) – 0, 0, 0; • DELAY (Отказ) – 0, 0, 0. Ниже указываются результаты функционирования накопителя (STORAGE) под именем NAK: • CAP. (Capacity – Вместимость) – 3; • REM. (Remove – Удален) – 3; • MIN. (Минимальное содержимое) – 0; • MAX. (Максимальное содержимое) – 3; • ENTRIES (Число входов) – 388; • AVL. (Доступность) – 1; • AVE.C. (Средняя вместимость) – 0.169; • UTIL. (Коэффициент использования) – 0.056; • RETRY – 0; • DELAY – 0.
|