Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аль-Албани 3 страница. 1428 - Ка’б ибн ‘Уджра рассказывал: «Как-то раз, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует






(ط ب) ك ع ب ب ن ع ج ر ة.

1428 - Ка’б ибн ‘Уджра рассказывал: «Как-то раз, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в обществе своих сподвижников, они увидели молодого человека, выносливого и сильного, который рано утром вышел из дома в поисках заработка, и они сказали: “Горе ему! О если бы он использовал свою молодость и силу на пути Аллаха Всевышнего! ” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для самого себя, то он на пути Аллаха. Если же он вышел ради показухи и похвалы, тогда он на пути шайтана”». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 19/129.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1428, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1692.

-

1429 (ص ح ي ح)

إ ن ْ ك ا ن َ ع ِ ن ْ د َ ك َ م ا ء ٌ ب ا ت َ ه ذ ِ ه ِ ا ل ل َ ّ ي ْ ل َ ة َ ف ي ش َ ن َ ف ا س ْ ق ِ ن ا و إ ل ا َ ّ ك َ ر َ ع ْ ن ا

(ح م خ د ه) ع ن ج ا ب ر.

1429 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если есть у тебя вода, оставшаяся с ночи в бурдюке, напои нас, а если нет, мы напьёмся из водоёма». Этот хадис передали Ахмад 3/328, аль-Бухари 5613, Абу Дауд 3724 и Ибн Маджах 3432 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1429.

_________________________________________________________

В версии этого хадиса которую приводит имам аль-Бухари со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что (как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с одним из своих сподвижников зашёл к кому-то из ансаров и сказал ему: «Если есть у тебя вода, оставшаяся с ночи в бурдюке, (дай нам её), а если нет, мы напьёмся из водоёма». Этот человек, занимавшийся поливом своего сада, сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, у меня есть такая вода, (только) пройди к шалашу». И он повёл их (туда) и налил им воды в чашу, добавив туда козьего или овечьего молока, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он выпил это, а потом напился человек, который пришёл вместе с ним. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1848, пер. А. Нирша.

-

1430 (ص ح ي ح)

إ ن ْ ك ا ن َ ف ي ش َ ي ْ ء ٍ م ِ م َ ّ ا ت َ د ا و ُ و ن َ ب ِ ه ِ خ َ ي ْ ر ٌ ف ا ل ح ِ ج ا م َ ة ُ

(ح م د ه ك) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة.

1430 - Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если и есть благо в чем-то из того, чем вы лечитесь, так это в кровопускании/хиджама/». Этот хадис передали Ахмад 2/342, 423, Абу Дауд 2102, Ибн Маджах 3476, аль-Хаким 4/410, со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1430, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 760.

-

1431 (ص ح ي ح)

إ ن ْ ك ا ن َ ف ي ش َ ي ْ ء ٍ م ن ْ أ َ د ْ و ِ ي َ ت ِ ك ُ م ْ خ َ ي ْ ر ٌ ف َ ف ِ ي ش َ ر ْ ط َ ة ِ م ِ ح ْ ج َ م ٍ أ و ْ ش َ ر ْ ب َ ة ٍ م ِ ن ْ ع َ س َ ل ٍ أ و ْ ل َ ذ ْ ع َ ة ٍ ب ِ ن ا ر ٍ ت ُ و ا ف ِ ق ُ د َ ا ء ً و م ا أ ُ ح ِ ب ُ ّ أ ن ْ أ ك ْ ت َ و ِ ي َ

(ح م ق ن) ع ن ج ا ب ر.

1431 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если и есть в средствах лечения, (применяемых) вами, что-нибудь хорошее, так это нож для кровопускания, или глоток мёда, или прижигание огнём, соответственно болезни. Но я не люблю, когда мне делают прижигания». Этот хадис передали Ахмад 3/343, аль-Бухари 5683, Муслим 2205 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7603 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1431, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 245, «Гъаятуль-марам» 293.

_________________________________________________________

«Но я не люблю, когда мне делают прижигания» — из-за сильной боли прижигания, ибо оно прибавляет боли к болезни, и этого следует делать только при отсутствии чего-нибудь другого вместо него, а также из-за сходства мучения от этого с наказанием Аллаха. См. «Файдуль-Къадир» 3/32.

В версии этого хадиса которую приводит имам Муслим, соощается, что ‘Асим ибн ‘Умар ибн Къатада сказал:

- (Однажды) к нам пришёл Джабир ибн ‘Абдуллах, а (среди нас находился) один человек, у которого были фурункулы (или: раны). (Джабир) спросил: «На что ты жалуешься?» Тот сказал: «Меня замучили фурункулы». Тогда (Джабир) велел: «О юноша, приведи к нам цирюльника». Тот спросил: «Зачем тебе цирюльник, о Абу ‘Абдуллах?» (Джабир) сказал: «Я хочу, чтобы ему поставили банки для кровопускания». (Тут больной) воскликнул: «Клянусь Аллахом, лезвие поранит меня (или: разрежет мою одежду) и причинит мне мучения!» Увидев, что он недоволен этим, (Джабир) сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если и есть в средствах лечения, (применяемых) вами, что-нибудь хорошее, так это нож для кровопускания, или глоток мёда, или прижигание огнём” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (также) сказал: “Но я не люблю, когда мне делают прижигания”».А потом пришёл цирюльник и сделал ему кровопускание, после чего (боль, мучившая) больного, прошла. См. «Мухтасар Сахих Муслим» №1493, пер. А. Нирша.

-

1432 (ص ح ي ح)

إ ن ْ ك ا ن َ ي َ ن ْ ف َ ع ُ ه ُ م ْ ذ ل ِ ك َ ف َ ل ْ ي َ ص ْ ن َ ع ُ و ه ُ ف إ ن ّ ي إ ن َ ّ م ا ظ َ ن َ ن ْ ت ُ ظ َ ن ّ ا ً ف ل ا ت ُ ؤ َ ا خ ِ ذ ُ و ن ِ ي ب ا ل ظ َ ّ ن ِ ّ و ل َ ك ِ ن ْ إ ذ ا ح َ د َ ّ ث ْ ت ُ ك ُ م ْ ع ن ا ل ل َ ّ ه ِ ش َ ي ْ ئ ا ً ف َ خ ُ ذ ُ و ا ب ه ِ ف إ ن ّ ي ل ن ْ أ ك ْ ذ ِ ب َ ع ل ى ا ل ل َ ّ ه ِ

(م) ع ن ط ل ح ة.

1432 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если это приносило им пользу, пусть занимаются (этим и впредь). Я лишь, поистине, предположил (нечто), так не упрекайте меня за предположение. Если же я передам вам что-нибудь от Аллаха, держитесь этого, ибо, поистине, я не возвожу ложь на Аллаха!». Этот хадис передал Муслим 2361

со слов Тальхи ибн ‘Убайдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1432, «Мухтасар Муслим» 1602.

_________________________________________________________________

Сообщается, что Тальха ибн ‘Убайдуллах сказал: «(Однажды) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошли рядом с пальмами, на верхушках которых сидели люди, и он спросил: “Что эти (люди) делают (там)? ” (Ему) сказали: “Они опыляют (пальмы), перенося пыльцу с мужских (деревьев) на женские”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не думаю, что это принесёт пользу”. Им передали (его слова), и они перестали (заниматься этим), а потом об этом сообщили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Если это приносило им пользу, пусть занимаются (этим и впредь). Я лишь предположил (нечто), так не упрекайте меня за предположение. Если же я передам вам что-нибудь от Аллаха, держитесь этого, ибо, поистине, я не возвожу ложь на Всемогущего и Великого Аллаха! ”»См. «Мухтасар Сахих Муслим» №1618, пер. А. Нирша.

-

1433 (ص ح ي ح)

إ ن ْ ك ُ ن ْ ت ِ أ ل ْ م َ م ْ ت ِ ب ِ ذ َ ن ْ ب ٍ ف ا س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ِ ي ا ل ل َ ّ ه َ و ت ُ و ب ِ ي إ ل َ ي ْ ه ِ ف إ ن ّ ا ل ت َ ّ و ْ ب َ ة َ م ِ ن َ ا ل ذ َ ّ ن ْ ب ِ ا ل ن َ ّ د َ م ُ و ا ل ا س ْ ت ِ غ ْ ف ا ر ُ

(ه ب) ع ن ع ا ئ ش ة.

1433 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если ты совершила грех, попроси у Аллаха прощения и принеси Ему своё покаяние, ибо, поистине, покаяние в грехе — (это) раскаяние и испрашивание прощения». Этот хадис передали Ахмад 6/196, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 23/56 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7027 со слов ‘Аиши.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1433, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1208.

-

1434 (ح س ن)

إ ن ْ ك ُ ن ْ ت َ ص ا ئ ِ م ا ً ف َ ص ُ م ْ أ ي َ ّ ا م َ ا ل غ ُ ر ِ ّ

(ح م ن ح ب) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة.

1434 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если ты будешь поститься, постись в белые дни». Этот хадис передали Ахмад 2/336, 346, ан-Насаи 4/222 и Ибн Хиббан 3650 со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1434, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1567.

_________________________________________________________

Белые дни — это 13, 14 и 15 числа по лунному календарю.

Сообщается, что п осланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если будешь поститься в течение трёх дней в месяце, постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни». Этот хадис передали Ахмад 5/162, 177, ат-Тирмизи 761, ан-Насаи 4/223, Ибн Хиббан 3655, аль-Байхакъи 4/294 и ат-Таялиси 475 со слов Абу Зарра.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 673, 7817, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1038, «Тахридж Мишкат аль-масабих» 1999, «Ирвауль-гъалиль» 947, «Рияду-с-Салихин» 1270.

От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто постится по три дня ежемесячно, подобен тому, кто постится постоянно. Аллах Великий и Всемогущий ниспослал подтверждение этому в Своей Книге: «Совершившему нечто благое, воздастся в десятикратном размере» (аль-Ан’ам, 160), - а один день равнозначен десяти дням!» ан-Насаи 2409, ат-Тирмизи 762, Ибн Маджах 1708. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Мой любимый друг (пророк) завещал мне поститься по три дня ежемесячно, совершать в два рак’ата молитву духа, и совершать витр перед сном». аль-Бухари 1178, 1981 и Муслим 721.
И то же самое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал Абу ад-Дарде и Абу Зарру, да будет доволен ими Аллах. Муслим 722, ан-Насаи 2404.
Му’аза аль-‘Адавийя рассказывала, что однажды она спросила ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ежемесячный трехдневный пост?» Она сказала: «Да». Му’аза спросила: «С какого же дня месяца он начинал поститься?» ‘Аиша ответила: «Он не придавал значения тому, с какого дня месяца начинать этот пост». Муслим 1160.

-

1435 (ح س ن)

إ ن ْ ك ُ ن ْ ت َ ص ا ئ ِ م ا ً ف َ ع َ ل َ ي ْ ك َ ب ا ل ْ غ ُ ر ِ ّ ا ل ب ِ ي ض ِ ث َ ل ا ث َ ع َ ش ْ ر َ ة َ و أ ر ْ ب َ ع َ ع َ ش ْ ر َ ة َ و خ َ م ْ س َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

(ن) ع ن أ ب ي ذ ر.

1435 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если ты будешь поститься, тебе следует поститься в белые дни: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого (числа лунного месяца)». Этот хадис передали Ахмад 5/152, 177, ан-Насаи 4/223, Ибн Хиббан 3656, аль-Байхакъи 4/294 со слов Абу Зарра.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1435, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1567.

-

1436 (ص ح ي ح)

إ ن ْ ك ُ ن ْ ت َ ع َ ب ْ د ا ً ل ِ ل َ ّ ه ِ ف ا ر ْ ف َ ع ْ إ ز َ ا ر َ ك َ

(ط ب ه ب) ع ن ا ب ن ع م ر.

1436 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если ты раб Аллаха, то тогда подними свой изар!» Этот хадис передали Ахмад 2/141, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 13331 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6119 со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1436, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1568.

_____________________________________________________________

Ибн ‘Умар рассказывал: «Однажды посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, увидел меня, когда на мне был новый изар и сказал: “Кто это? ” Я ответил: «‘Абдуллах». Он сказал: «Если ты ‘Абдуллах[1], то тогда подними свой изар!»

Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

[1] Имя ‘Абдуллах в переводе означает «раб Аллаха».

-

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Можно ли носить одежду, края которой ниже щиколоток?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Необходимо напомнить всем, что основа в одеянии – это дозволенность, так как это относится к бытовым вопросам. И, несмотря на то, что на известное правило: «Основа в бытовых вещах дозволенность, кроме того, на что пришел запрет в Коране и Сунне, тогда как в поклонении основа запретность, кроме того, на что указали Коран и Сунна» указывают многие доводы, есть также прямые доводы, указывающие на то, что основа в одеянии дозволенность. Так, например, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия!» Ахмад 6708, Ибн Маджах 3605, аль-Хаким 7188. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим.
Ибн ‘Аббас сказал: “Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие! ” Ибн Аби Шейба 8/218. Иснад достоверный.
Эти тексты указывают на то, что основа в одеянии, как в его виде, так и в форме – это дозволенность. И все в этих вещах остается в своей основе дозволенным, кроме того, на что пришел ясный запрет из Корана и Сунны, как например, ношение шелковой одежды мужчинами и т.п.
Что же касается непосредственно обсуждаемой темы об опускании одежды ниже щиколотки, то следует знать, что ученые были единогласны, как сказал Къады ‘Ийяд, что совершение этого по причине высокомерия является большим грехом.
Что же касается того случая, когда край одежды опускается ниже щиколотки не по причине высокомерия, то относительно этого среди ученых было разногласие во все времена. Ученые разошлись в этом вопросе на три мнения:
Одни сказали, что запрет в хадисах указывает на опускание одежды ниже щиколоток, как по причине высокомерия, так и без этой причины, однако в первом случае человек совершает больший грех, нежели во втором случае.
Другие же ученые сказали, что запрет на опускания одежды ниже щиколотки связан именно с высокомерием, поскольку обобщенные хадисы они конкретизировали частными.
А третьи сказали, что опускание края одежды не по причине высокомерия нежелательно.
Чтобы выбрать в данном случае одно из мнений на основании знания, необходимо изучить доводы всех сторон.
Приведем с соизволения Аллаха эти доводы.

Доказательства на то, что опускание краев одежды ниже щиколоток по причине высокомерия, является большим грехом
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из высокомерия». аль-Бухари 5787, Муслим 2087.
От Хубайба ибн Мугъаффаля сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!»Ахмад 4/437, Абу Я’ля 3/112. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль. См. “аль-Исаба” 6/281, «Сахих аль-джами’» 6592, “Сахих ат-таргъиб” 2040, “аль-Джами’ ас-сахих” 4/252.
Со слов Абу Са’ида аль-Худри передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Изар мусульманина до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток. Но все то, что ниже щиколоток, окажется в Огне, а на того, кто станет волочить свой изар по земле из высокомерия, Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Абу Дауд 4093. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса.
Относительно того, что опускание изара ниже щиколотки по причине высокомерия и горделивости относится к числу больших грехов, не было среди ученых разногласий, как об этом упоминалось в начале. По этой причине имам аз-Захаби поместил этот грех в число тяжких грехов в своей известной книге о больших грехах. См. “аль-Кабаир” 170.

Доводы тех, кто счел дозволенным опускание краев одежды ниже щиколоток, если это делается не по причине высокомерия
Ученые, связавшие запрет опускания краев одежды только с высокомерием, сказали, что хадисы, в которых не упоминается такая причина как высокомерие, объясняются хадисами, в которых запрет на опускание краев одежды связан именно с высокомерием. Среди их доводов следующие хадисы:
От Ибн ‘Умара сообщается, что однажды он увидел человека, опустившего края изара и сказал ему: “Откуда ты? ” Тот ответил: “Из племени Бану Лейс”. Тогда Ибн ‘Умар его узнал и сказал: “Я слышал своими двумя этими ушами, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто опустил свой изар, делая это лишь из-за высокомерия, то Аллах не посмотрит на него в День воскрешения!»” Муслим 2085.
Они говорят, что в данном хадисе ясно говорится, что причина запрета на опускание одежды связана именно с высокомерием.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды, когда один человек шел, опустив края своего изара, проявляя высокомерие, он провалился под землю, и он будет проваливаться вплоть до Судного дня!» аль-Бухари 2/373.
Ибн ‘Умара рассказывал: “Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из-за высокомерия!» Услышав это, Абу Бакр сказал: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним! ” На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия! ”» аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085.
‘Икрима рассказывал: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда надевал изар, опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238.
Также эта сторона в качестве довода использует некоторые сообщения от сподвижников и их последователей:
Абу Ваиль рассказывал: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»”. Ибн Аби Шейба 25313. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сильным.
Абу Исхакъ рассказывал: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся частями ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-з-заваид” 9/285.
Му’мар рассказывал: “Рубаха Ибрахима ан-Наха’и была до ступней”. Ибн Аби Шейба 24845.
Хаммад ибн Зайд рассказывал: “Однажды Айюб ас-Сахтияни повелел мне укоротить край его одежды и сказал: «Сделай так, чтобы его края касались ступней»”. ‘Абдуллах ибн Ахмад № 841.
‘Умар ибн Мухаджир рассказывал: “Края рубахи ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и прочей его одежды были между щиколотками и ремешком сандалий”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/322, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/403.
Однажды Абу Ханифа опустил края одежды ниже щиколотки и ему сказали: “Разве нам это не запрещено?! ”На что он ответил: “Поистине, это было запрещено по причине высокомерия, а мы не из их числа! ” См. “аль-Фатава аль-хиндия” 5/332.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа о хадисах, запрещающих опускать края одежды ниже щиколоток, говорил: “Эти тексты запрещают опускание одежды по причине высокомерия. И те хадисы, которые упоминаются обобщенно объясняются конкретизирующими, поскольку большинство хадисов указывает на запрет с высокомерием”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/363.
Но у шейхуль-Ислама есть также и другие слова, в которых он не связывал запрет лишь с высокомерием. Так, он говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды, если будет опускаться, она не должна быть ниже щиколоток, как на это указывают достоверные хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. См. “Маджму’уль-фатава” 22/144.
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Бассам говорил: “Шариатское правило указывает на то, что обобщенные тексты необходимо возвращать к конкретизирующим. И шариат связал запрет опускания краев одежды именно с причиной высокомерия. И основа в одеяниях состоит в том, что все дозволено, и ничего из этого не является запретным, кроме того, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. И шариат связал запрет именно с проявлением высокомерия, а в противном случае все остается в своей основе дозволенным. Если мы обратим внимание на все виды одеяния и их фасон, то мы не найдем из них что-либо запретным, кроме того, что имеет причину. И по этой причине понимание хадисов указывает на то, что опускание краев одежды не по причине высокомерия не относится к числу тех вещей, за которые обещаны угрозы! ” См. “Таудых аль-ахкам” 6/246.

Доводы тех, кто счел нежелательным опускание краев одежды ниже щиколоток, даже если это не является следствием высокомерия
В качестве довода ученые этого мнения так же аргументировались вышеприведенным, но вместе с тем, они объединили упомянутое выше с хадисами, в которых содержится веление поднять края одежды, по причине чего считали опускание краев одежды ниже щиколоток нежелательным.
Среди доводов этой стороны следующие:
Хузайфа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронул меня за мышцу голени и сказал: «Это место подола изара! Если же нет, то ниже, а если нет, то не может быть изар ниже щиколотки!»” Ахмад 9/104, ан-Насаи 6/206, ат-Таялиси 425. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Албани.
Имам Ибн Къудама говорил: “Порицаемо опускать края рубахи, изара или штанов ниже щиколотки, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал поднимать края изара. Но если это делается из-за высокомерия, тогда это запрещено (харам)! ” См. “аль-Мугъни” 2/298.
Самым главным их доводом является следующий хадис: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хурайм аль-Усайди был бы прекрасным человеком, если бы он не носил такие длинные волосы и не опускал подол своего изара», — и когда об этом узнал Хурайм, он поспешил взять бритву и обрезал ею свои волосы до уровня ушей, а изар поднял до середины голеней”. Ахмад 4/321, ат-Табарани 4127. Имам ан-Навави и имам Ибн Муфлих назвали хадис хорошим.
Сторонники этого мнения сказали, что в этом хадисе указание на то, что опускание подола одежды ниже щиколоток нежелательно, но не запрещено, ибо если бы подобное было запретным однозначно, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не связал бы исправление данного поступка с желанием самого Хураймы.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Тот, кто опускает изар без высокомерия и гордыни, не заслуживает того устрашения, которое упоминается в хадисах. Однако опускание изара, рубахи и любой одежды порицаемо в любом случае! ” См. “ат-Тамхид” 3/244.
Имам ан-Науауи сказал: “Если края одежды опускаются по причине высокомерия, то это запрещено, а если нет, то порицаемо”. См. “аль-Минхадж” 14/88.
Шейх ас-Сараранфури говорил: “Ученые говорили, что желательно, чтобы края изара и прочей одежды доходили до середины голени, но дозволено без каких-либо порицаний и опускание до щиколоток. Если же края одежды будут опускаться ниже щиколотки, то это не дозволено! Если делается подобное по причине высокомерия, то это харам, а если не по причине высокомерия, то нежелательно! ” См. “Базалюль-маджхуд” 16/411.

Доводы тех, кто счел запретным опускание краев одежды ниже щиколоток в любом случае
Ученые, которые запрещали опускать края одежды в любом случае, опиралась на другие хадисы, в которых содержится запрет этого и не упоминается такая причина, как высокомерие. Их доводом были следующие хадисы:
От Абу Хурайры сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
‘Абдуль-‘Азиз ибн Аби Рувад рассказывал: “Однажды я рассказал Нафи’у хадис: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне» и спросил: «Речь идет об изаре или же о ступнях?» Нафи’ ответил: «В чем грех изара?! Речь идет о ступнях!»” ‘Абду-р-Раззакъ 1991, Ибн ‘Абдуль-Барр 20/228. Иснад достоверный.
В этом хадисе содержится серьезная угроза в адрес тех, кто опускал края своей одежды, и в этом хадисе не упоминается такая причина, как высокомерие!
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “В этих хадисах указание на то, что опускание изара из-за высокомерия является тяжким грехом. Что же касается опускания края одежды без высокомерия, то внешне хадисы указывают на запрет и этого”. См. “Фатхуль-Бари” 10/267.
Передается от Абу Зарра, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскрешения, не посмотрит на них и не похвалит их, и им уготовано мучительное наказание!» Абу Зарр сказал: “Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?! ” Он сказал: «Опускающий края одежды, попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв!» Муслим 106.
Однако ученые, считавшие, что опускать края одежды ниже щиколотки запрещено только из-за высокомерия сказали, что имам ан-Насаи приводит этот же хадис с добавкой: «Опускающий края одежды из-за высокомерия». См. “ас-Сунан аль-Кубра” 6050.
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда мы сидели с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нам подошел ‘Амр ибн Зурара аль-Ансари, чей изар был ниже щиколотки. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял край его одежды и стал говорить (обращаясь к Аллаху): «Раб Твой, сын Твоего раба, сын Твоей рабыни». Когда ‘Амр это услышал, он сказал: «О посланник Аллаха, у меня худые голени». На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!»” Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
В этих хадисах не упоминается такая причина запрета, как высокомерие.
Также доказательством на то, что опускание одежды ниже щиколоток запрещено, являются хадисы, в которых содержится веление поднять края одежды. Джабир ибн Сулейм рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ему сказал: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколотки. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» Ахмад 5/378, ат-Тирмизи 2/327, аль-Хаким 4/186. Имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз ас-Суюты, шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Хузайфа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронул меня за мышцу голени и сказал: «Это место подола изара! Если же нет, то ниже, а если нет, то не может быть изар ниже щиколоток!»” Ахмад 9/104, ан-Насаи 6/206, ат-Таялиси 425. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Албани.
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Я видел, как однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, увидев юношу, который опустил подол своего изара, позвал его к себе и сказал: «У тебя что месячные?» Тот ответил: «О правитель правоверных! Разве у мужчины могут быть месячные?!» ‘Умар сказал: «Тогда почему подол твоего изара доходит до твоих ступней?!» Затем ‘Умар послал за ножницами и обрезал то, что было ниже щиколотки”. Ибн Аби Шайба 8/205. Иснад достоверный. См. также “Канз аль-‘уммаль” № 41894.
Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти, после нанесения ему удара мечем) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” И Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха! ” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шейба 25312.
Анас говорил: “Изар должен быть до середины голени или же до щиколотки, и нет блага в том, что ниже этого! ” Ибн Аби Шейба 5/106. Иснад достоверный.
Имам Ахмад говорил: “То, что ниже щиколоток будет в Огне! И человек не должен опускать ниже щиколотки какую-либо одежду! ” См. “аль-Адабу-ш-шар’ия” 3/492.
Также от имама Ахмада передается, что он говорил: “Я не передаю хадисы от такого-то, поскольку край его шаровар (сируаль) достигал ремня сандалии”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/366.
Имам Ибн Хиббан в своем Сахихе назвал одну из глав, в которой приводил хадисы данной главы так: “Разъяснение того, что для опускающего изар ниже щиколоток есть опасность наказания Огнем, да упасет нас от этого Аллах! ” См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/260.
Имам Ибн Хазм говорил: “Истина состоит в том, что любая одежда, которую надевает мужчина, не должна быть ниже щиколоток, и ни в коем случае ниже! Если же одежда опуститься случайно или по забывчивости, то нет в этом проблем”. См. “аль-Мухалля” 4/73.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Не дозволенно для мужчины опускать края своей одежды ниже дозволенного и говорить: «Я делаю это не из-за высокомерия!», поскольку запрет приходит и общий, и связанный с причиной”. См. «‘Аридатуль-ахвази» 7/238.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Наказание того, кто опускает свою одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, будет намного хуже, чем наказание того, кто просто носит одежду ниже щиколоток. У того, кто просто носит одежду ниже щиколоток, та часть тела, которая ниже щиколоток – будет в Огне. А что касается того, кто носит одежду ниже щиколоток из-за высокомерия – его наказание хуже, а это то, что Всевышний Аллах не будет с ним разговаривать, не посмотрит на него в Судный День, не очистит его и ему будет уготовано мучительное наказание! ” См. “Фатава Ибн ‘Усаймин” 2/924.
Однако среди саляфов были такие, кто относил к числу тяжких грехов опускание подола одежды даже без высокомерия. Когда Мухаммаду ибн Сирину рассказали о словах сподвижника ‘Убады ибн Къурса: «Вы совершайте деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, однако во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы относили это к губительным вещам!», Ибн Сирин сказал: “Он прав! И я отношу к числу этого (губительных грехов) опускание изара! ” ад-Дарими 2/407, ‘Абдуллах ибн Ахмад 3/470, аль-Байхакъи 5/149. Имам аль-Хаким и имам ад-Дыяъ аль-Макъдиси подтвердили достоверность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.